Вымогатель Data Keeper доступен по RaaS и уже заразил первых жертв

Вымогатель Data Keeper доступен по RaaS и уже заразил первых жертв

Вымогатель Data Keeper доступен по RaaS и уже заразил первых жертв

В Dark Web появился новый криптовымогатель, работающий по принципу Ransomware-as-a-Service (RaaS), — Data Keeper. Он стал третьей программой, распространяющейся таким образом, после Saturn и GandCrab. Уже через два дня после того, как мошенники начали рекламировать Data Keeper, появились первые жертвы вредоносной программы.

Принцип Ransomware-as-a-Service облегчает распространение вирусов в сети. Создатели вредоноса выкладывают копию программы на сайт в Dark Web и предлагают всем желающим распространять ее без первоначального взноса за активацию учетной записи. Все, что нужно сделать, — зарегистрироваться на сайте, получить свою копию вируса, сгенерировать зараженные файлы и начать их распространение. 

Если пользователь открывает зараженный файл, вредонос шифрует все данные с его компьютера и требует выкуп в биткоинах. Если жертва платит выкуп, партнер, сгенерировавший и отправивший файл, получает процент от выкупа. Например, создатели Saturn заявили, что распространители получат 70%. Команда Data Keeper открыто не говорит, сколько денег получат партнеры.

DataKeeper

По данным, предоставленным Beeping Computer экспертами MalwareHunterTeam, Data Keeper сделан довольно искусно и состоит из четырех слоев. Первый уровень — это файл EXE, который перенесет другой EXE в LocalAppData со случайным именем и расширением .bin, а затем запустит его с помощью параметров ProcessPriorityClass.BelowNormal и ProcessWindowStyle.Hidden. Этот второй файл EXE подгрузит файл DLL, который загрузит еще один DLL с вредоносом-шифровальщиком. Затем все слои защищаются с помощью ConfuserEx. По сравнению с другими вымогателями, Data Keeper имеет необычно высокий уровень защиты.

Кроме того, этот вымогатель не добавляет специального расширения к поврежденным файлам, поэтому жертвы не смогут увидеть, какие файлы зашифрованы, пока не попытаются открыть их все. В итоге пользователь не может вычислить, насколько серьезный ущерб нанесен компьютеру. RaaS также позволяет каждому партнеру выбирать типы файлов для таргетинга, то есть разные версии Data Keeper будут шифровать разные файлы.

Единственное, что увидит пользователь зараженного компьютера, — это файл "!!! ##### === ReadMe === ##### !!! .. htm", который вымогатель разместит в каждой папке с зашифрованными файлами.

DataKeeperPayment

Инфицированным пользователям предлагают пройти по ссылке в Tor, чтобы узнать, как заплатить выкуп и расшифровать файлы. Размеры оплаты варьируются от случая к случаю. Если вредонос заражает сеть компьютеров компании, выкуп придется заплатить за каждый компьютер в отдельности. Это может привести к огромным затратам для фирм, желающих вернуть зашифрованные файлы.

На прошлой неделе мы также писали про криптовымогатель Saturn, распространяющийся по принципу RaaS.

 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru