Роскомнадзор может возглавить управление единой сетью связи России

Роскомнадзор может возглавить управление единой сетью связи России

Роскомнадзор может возглавить управление единой сетью связи России

В 2019 году Минкомсвязь предлагает создать центр мониторинга и управления единой сетью связи России. Как стало известно “Ъ”, контроль над проектом может быть передан Роскомнадзору. Это может привести к ослаблению полномочий Россвязи, которая уже выразила озабоченность возможным дублированием функций.

Создание такого центра в принципе противоречит закону, считают в «Ростелекоме» и «Вымпелкоме». Минкомсвязь предложила наделить Роскомнадзор функциями по созданию и обеспечению деятельности центра мониторинга и управления единой сетью электросвязи РФ, а также сделать ведомство его оператором, следует из опубликованных материалов Минкомсвязи. Центр предлагается создать в первом квартале 2019 года, передача Роскомнадзору новых полномочий оформляется проектом постановления правительства. Роскомнадзор должен обеспечить разработку системного проекта создания центра, а также создать и ввести в эксплуатацию государственную систему мониторинга сети связи общего пользования (ГИС «Мониторинг»). Минкомсвязь утвердит порядок работы центра, в том числе при чрезвычайных ситуациях, в условиях чрезвычайных происшествий и военного положения. А начиная с 2019 года Минфин и Минкомсвязь должны предусмотреть средства на возмещение затрат, связанных с функционированием центра, говорится в проекте постановления правительства, пишет kommersant.ru.

Единая сеть электросвязи РФ состоит из сетей связи общего пользования (интернет, телефония, ТВ и др.), присоединенных к ним технологических сетей, выделенных сетей связи, а также сетей связи специального назначения и других сетей для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Исходно предполагалось, что системный проект будет разработан Роскомнадзором до 1 ноября. Дата будет изменена, поскольку само постановление, на основании которого должна быть выполнена эта работа, будет принято явно позже 1 ноября, пояснили в пресс-службе Роскомнадзора. До принятия постановления у Роскомнадзора нет полномочий, которые могли бы стать основанием для разработки программы.

О создании централизованной системы мониторинга и управления единой сетью электросвязи РФ говорится в стратегии развития информационного общества в РФ в 2017–2030 годах, подписанной президентом Владимиром Путиным в мае. Проект по созданию центра мониторинга и управления единой сетью связи формально стартовал в июне, причем в материалах Минкомсвязи отмечается, что это инициатива министерства. Мониторинг целостности и устойчивости сетей связи общего пользования сейчас осуществляется в недостаточной степени, что уже обсуждалось с Роскомнадзором, отмечается в материалах Минкомсвязи. В Минэкономики признали обоснованным наличие такой проблемы и целесообразность ее решения при помощи предложенного Минкомсвязью регулирования.

Вопросы к проекту есть у Россвязи. У нее «вызывает озабоченность» возможное дублирование функций и полномочий Россвязи и Роскомнадзора при создании и дальнейшей эксплуатации центра. Двум ведомствам, в частности, придется делить полномочия по управлению и восстановлению сети при чрезвычайных ситуациях. Россвязь предложила Минкомсвязи назначить ее ответственной за организационно-методическое обеспечение центра, а также согласовывать с ней проектирование работ по созданию системного проекта и их приемку, сообщили “Ъ” в пресс-службе Россвязи. Минкомсвязь пока не ответила на эти предложения.

Проект не поддерживают и отдельные участники рынка. Нормы относительно ГИС «Мониторинг» противоречат закону «Об информации», а часть проекта, предусматривающая создание центра,— закону «О связи», сообщил в отзыве «Вымпелком». «В проекте содержатся противоречия с действующим законодательством, согласно которому не предусмотрено создание центра мониторинга и управления единой сетью электросвязи РФ и государственной информационной системы мониторинга сети связи общего пользования»,— подтвердила “Ъ” представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Согласно закону «О связи», федеральный орган исполнительной власти (Россвязь) имеет полномочия устанавливать централизованное управление лишь одним элементом — сетью связи общего пользования — и только в чрезвычайных ситуациях, отмечается в отзыве «Вымпелкома». Этим же законом не предусмотрена функция Роскомнадзора по мониторингу и управлению единой сетью. С этим согласны в «Ростелекоме»: закон предусматривает централизованное управление радиочастотным ресурсом и ресурсом нумерации, но не единой сетью электросвязи, следует из отзыва оператора, размещенном на regulation.gov.ru. Представители «Ростелекома», МТС, Tele2 и «Транстелекома» отказались от комментариев. В «МегаФоне» и МТТ не ответили на запросы “Ъ”.

Security Vision обновила SIEM: больше контекста и автоматизации для SOC

Компания Security Vision сообщила о выпуске масштабного обновления своей SIEM-платформы. Новая версия ориентирована на упрощение работы SOC-команд и расширение возможностей по сбору, анализу событий и реагированию на инциденты — без резкого усложнения архитектуры и процессов. Обновлённая Security Vision SIEM построена на единой No Code / Low Code-платформе Security Vision 5.

Это позволяет гибко настраивать систему под инфраструктуру заказчика, масштабировать её без переработки логики и при необходимости интегрировать с другими продуктами экосистемы Security Vision.

Активы — в одном контексте

Одним из ключевых изменений стал встроенный модуль Assets Management. Он формирует единую витрину ИТ-активов, выполняя их сканирование, идентификацию и инвентаризацию. Активы можно группировать и классифицировать по ролям и критичности, что даёт аналитику дополнительный контекст при расследовании инцидентов — от понимания сегмента сети до бизнес-значимости конкретного хоста или сервиса.

Сбор событий без жёсткой привязки к инфраструктуре

В новой версии переработан механизм сбора событий. SIEM поддерживает как агентский, так и удалённый сбор данных, в том числе через цепочки распределённых коннекторов в разных сегментах сети. Агенты могут продолжать накапливать события офлайн и передавать их в систему при восстановлении соединения.

Подключение источников упрощено за счёт типовых профилей заданий — настройки можно переиспользовать и быстро масштабировать. В системе уже предусмотрены профили для популярных методов сбора, включая WMI, Syslog, JDBC/ODBC и HTTP. Через единую консоль также выполняется управление логированием и установка агентов.

Нормализация без кода и мощная корреляция

Для большинства распространённых источников журналов — от Microsoft Server и DNS до Kubernetes, PostgreSQL и 1С — в продукте уже заложены готовые схемы нормализации. Это позволяет быстрее подключать инфраструктуру и сразу получать события в едином формате без ручной доработки.

Корреляционный движок дополнен графическим No-Code-редактором правил. Аналитики могут собирать сложные сценарии с вложенными условиями, временными зависимостями и логикой «отрицания», когда тревожным сигналом становится отсутствие ожидаемого события. Система также умеет корректно восстанавливать цепочки атак, даже если события поступают от разных источников с задержкой.

Из коробки доступно более тысячи правил корреляции, покрывающих около 73% техник MITRE ATT&CK, с привязкой как к самой матрице, так и к БДУ ФСТЭК.

Реагирование и ML-подсказки

Карточка инцидента в обновлённой SIEM объединяет данные об активах, артефактах, исходных событиях и алертах, а также рекомендации по реагированию. Прямо из карточки можно запускать ответные действия, создавать задачи (в том числе во внешних ITSM-системах), общаться с коллегами и передавать информацию через почту или мессенджеры.

В систему встроены несколько ML-моделей: для оценки вероятности ложного срабатывания, поиска похожих инцидентов и определения критичности с учётом масштаба и значимости затронутых активов. Все результаты отображаются там же, в карточке инцидента.

Работа с историей и мониторинг состояния

Отдельно в SIEM реализована ретроспективная проверка правил корреляции. Аналитики могут запускать новые или изменённые правила на уже собранных данных и смотреть, какие атаки могли быть пропущены ранее.

Для контроля состояния системы доступен набор дашбордов и отчётов, а также конструктор для создания собственных представлений без кода. Специальный дашборд мониторинга SIEM показывает ключевые метрики, аномалии в потоке событий, проблемные источники и правила с повышенным уровнем шума.

В целом обновление выглядит как попытка сделать SIEM более управляемой и удобной в повседневной эксплуатации — с акцентом на контекст, автоматизацию и снижение ручной нагрузки на SOC-аналитиков, без радикальной смены подхода к архитектуре.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru