Закон об изменениях в КоАП об административных нарушениях в области персональных данных подписан: возможные последствия

Закон об изменениях в КоАП об административных нарушениях в области персональных данных подписан: возможные последствия

Вчера в 17:45 на сайте Президента России появилось сообщение: «Внесены изменения в КоАП. Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

С 1 июля этого года заработает новая редакция статьи 13.11 КоАП, вводящая семь составов административных правонарушений, о которых я уже писал в блоге. Изменилось и название статьи, теперь оно звучит так: «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных».

Давайте проанализируем, что изменилось по сути и каковы возможные последствия этих изменений.

Первое и главное – протоколы об административных правонарушениях, квалифицируемых новой редакции статьи 13.11, будут после 1 июля составлять не прокуроры, как сейчас, а должностные лица Роскомнадзора и его территориальных управлений при сохранении нормы о наложении штрафа мировыми судьями. Срок привлечения к ответственности сохранился прежний – 3 месяца, но процедура привлечения к ответственности существенно упростилась.

Ранее территориальное управление Роскомнадзора, выявившее нарушение, направляло результаты проверки в прокуратуру по месту нахождения нарушителя, в прокуратуре возбуждалось административное производство, составлялся протокол о правонарушении и направлялся в суд. В результате нередко дела не возбуждались по формальному признаку истечения сроков привлечения к ответственности.

Теперь из этой цепочки прокуратура исключается, материалы будут двигаться быстрее, а штрафов, скорее всего, станет больше.

Возможно, изменится и сам порядок наложения штрафов. Раньше, в силу «универсальности» статьи 13.11 с одним составом правонарушения «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» и штраф был один, независимо от содержания акта проверки и предписания об устранении правонарушения. Теперь каждое из выявленных нарушений можно квалифицировать отдельно, оформлять отдельный протокол и накладывать отдельный штраф. А если учесть практику последнего времени, когда Роскомнадзор требует получения отдельного согласия в письменной форме для каждой цели обработки персональных данных и для каждого лица, которому персональные данные передаются, протоколов и штрафов может оказаться очень много даже по результатам одной проверки. Хочется надеяться, что здравый смысл все же когда-нибудь возобладает.  

Поддерживают позицию Роскомнадзора в отношении процедуры получения согласий и суды. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении по делу № А40-32030/2016прямо указывает: «Таким образом, если цели обработки персональных данных выходят за рамки ТК РФ, для каждого случая передачи ПДн работников третьим лицам необходимо получать отдельное письменное согласие работника». И далее: «доводы о том, что Обществом разработан некий перечень контрагентов, которым может быть поручена обработка персональных данных, является необоснованным и не соответствующим требованиям статьи 9 Закона о персональных данных».

Написал выше «каждое из выявленных нарушений можно квалифицировать отдельно» и был не точен. У новой редакции статьи 13.11 появилась еще одна особенность: теперь по ней можно привлечь к ответственности далеко не за каждое выявленное нарушение. Так, нет ответственности за невыполнение нашумевшего закона 242-ФЗ о территориальности персональных данных россиян, которым в статью 18 закона «О персональных данных» была добавлена новая часть 5.

Не предусмотрен штраф и за такое нарушение, как несоответствие типовой формы, предусматривающей внесение в нее персональных данных, требованиям пункта 7 Постановления Правительства № 687, а оно было одним из наиболее часто выявляемых при проверках в 2016 году. Нельзя в новой редакции статьи 13.11 наказать за отсутствие в поручении обработки персональных данных существенных условий, предусмотренных частью 3 статьи 6, которое тоже выявлялось при проверках в 2016 году очень часто.

Но все это предположения. Как будут применяться новые нормы, станет известно только после реализации их Роскомнадзором на практике. 31 января на дне открытых дверей представители надзорного ведомства отказались комментировать, как будет применяться закон, сославшись на то, что он пока не принят.

Так что наберемся терпения. Но готовиться к новым правилам надо уже сегодня, чтобы завтра не столкнуться с невиданными ранее штрафами.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В России создали базу цифровых следов кибермошенников

В России запустили базу цифровых следов, которая поможет правоохранителям оперативно блокировать деятельность кибермошенников. О новом инструменте рассказал генпрокурор Александр Гуцан на заседании совета прокуроров стран СНГ. По его словам, база создана при участии Генпрокуратуры, Росфинмониторинга, МВД и Банка России.

В ней уже собраны данные более чем о 6 миллионах телефонных номеров, банковских реквизитов и веб-ресурсов, связанных с киберпреступной активностью.

Система позволяет выявлять серийных мошенников, останавливать работу кол-центров, замораживать их доходы и даже предотвращать новые преступления. Только за прошлый год в России зарегистрировали свыше 765 тысяч киберпреступлений, на долю которых приходится около 40% всех уголовных дел. Ущерб — сотни миллиардов рублей, и четверть этой суммы украдена у обычных граждан.

Как работает база

Эксперты, которых цитируют «Известия», объясняют: цифровые следы оставляют все — и законопослушные пользователи, и злоумышленники. Это могут быть IP-адреса, геолокация, голосовые данные, банковские операции или домены фишинговых сайтов.

«Главная цель новой базы — объединить эти разрозненные данные, — поясняет эксперт компании „Киберпротект“ Саркис Шмавонян. — Раньше каждый знал что-то своё: банки — о подозрительных счетах, операторы — о телефонных номерах, а правоохранители — о жалобах граждан. Теперь вся информация собирается в одном месте, и это позволяет быстро выявлять цепочки преступных действий».

По сути, база станет единым центром анализа кибермошенничества: она сможет связывать звонки, переводы и фишинговые сайты в одну схему.

Когда система фиксирует подозрительный номер или IP-адрес, она начинает внимательно отслеживать все связанные с ним действия. При совпадении нескольких тревожных признаков операция может быть автоматически заблокирована.

Как отмечают в ГК «Солар», в будущем к базе смогут подключаться банки, мессенджеры и операторы связи. Например, если система распознает голос мошенника, можно будет заблокировать его звонки или операции в реальном времени.

Возможные риски

Эксперты признают: ошибки исключить нельзя. Алгоритмы машинного обучения, которые будут использоваться в базе, могут иногда «путать» обычных людей с подозреваемыми. Поэтому важно обеспечить защиту самой системы и прозрачные правила исключения невиновных из реестра.

Тем не менее специалисты уверены, что создание такой базы — необходимый шаг. Подобные системы уже работают в других странах, где банки и ИТ-компании обмениваются данными о вредоносных активностях почти в реальном времени.

«Это мировой тренд, — говорит Саркис Шмавонян. — Только совместные усилия позволяют эффективно бороться с транснациональной киберпреступностью».

Напомним, на этой неделе мы сообщали, что в России готовят систему для учёта IP-адресов и защиты от кибермошенников.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru