Российские банки столкнулись с новыми ограблениями

Российские банки столкнулись с новыми ограблениями

Российские банки столкнулись с новыми ограблениями

Спустя год после раскрытия масштабного киберограбления, совершенного группировкой Carbanak, «Лаборатория Касперского» зафиксировала новые случаи использования методов нашумевших киберпреступников.

Эксперты компании обнаружили, что «на арене» появились еще две команды, работающие в том же стиле, – Metel и GCMAN, а, кроме того, и сама группа Carbanak возобновила свою активность. В настоящее время все они в основном атакуют и грабят банки и финансовые организации в России. 

Отличительной особенностью атак, за которыми стоят эти организаторы, является использование тактик и технологий, применяемых в профессиональных кампаниях кибершпионажа, спонсируемых государствами. Вот только целью преступников является не получение данных, а кража денег с банковских счетов. Помимо этого, группировки активно используют в своих атаках легальное ПО, что помогает им не тратить время и силы на разработку специального софта, а также позволяет минимизировать риск обнаружения в зараженной системе. Кроме того, преступники изобрели новые схемы обналичивания украденных денег.    

Metel

В активе кибергруппировки Metel имеется немало интересных уловок и тактик, но по-настоящему она отличилась интересной схемой вывода денег из банка: злоумышленники получают контроль над теми ресурсами внутри банка, которые имеют доступ к системам, управляющим денежными транзакциями (например, компьютеры клиентской поддержки), и настраивают автоматический откат операций, совершаемых через банкоматы. Следовательно, даже если преступники будут постоянно снимать деньги через банкоматы, баланс на их счетах останется постоянным, сколько бы транзакций в банкомате не было совершенно. 

В ходе своего расследования эксперты «Лаборатории Касперского» выяснили, что бандитская группировка разъезжала по городам России и в течение всего одной ночи снимала через банкоматы крупные суммы с карт, выпущенных скомпрометированным банком. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что активная фаза кибератак в целом стала короче: как только злоумышленники понимают, что они подготовили все необходимое для достижения своей цели, они получают все, что им нужно, и сворачивают операцию в течение считаных дней или даже часов. 

Для того же чтобы попасть в корпоративную сеть банка, группировка Metel рассылает фишинговые письма с вредоносными вложениями или использует эксплойт Niteris, заражающий устройства через открытые уязвимости в браузерах. Дальше, в случае успеха, киберпрестпуники прибегают к помощи легальных технологий для проверки сети на проникновение, получают в свое распоряжение контроллер локального домена и в итоге открывают доступ к компьютерам сотрудников банка, ответственных за обработку транзакций по картам.    

До настоящего времени «Лаборатория Касперского» не зафиксировала ни одной атаки Metel за пределами России. Тем не менее группировка все еще активна, и у экспертов есть основания полагать, что география заражений может быть гораздо шире. Именно поэтому компания рекомендует банкам по всему миру проверить свои IT-системы, чтобы исключить заражение. 

GCMAN

Что касается скрытности, то непревзойденным мастером в этом вопросе оказывается GCMAN. Как выяснили эксперты «Лаборатории Касперского», иногда эта кибергруппировка проводит успешные атаки, не используя вообще никакого вредоносного ПО, полагаясь лишь на легитимные технологии и инструменты тестирования системы на проникновение. Так, в ряде случаев атакующие использовали утилиты Putty, VNC и Meterpreter, позволившие им добраться до компьютера, который мог быть задействован в переводе денег на сервисы криптовалют без оповещения других систем банка. 

Злоумышленники готовятся к ограблению тщательно: в одной из операций, к примеру, они находились в зараженной системе полтора года, прежде чем начать красть деньги. При этом, когда дело доходит до кражи, действуют они крайне быстро. Каждую минуту группировка GCMAN способна переводить до 200 долларов США – лимит для анонимных платежей в России. Все украденные деньги киберпреступники переводят на криптовалютные счета так называемых «дропов» – специально нанятых людей, которые занимаются обналичиванием. Поручения на транзакции в этих случаях направляются напрямую в банковский платежный шлюз и не отображаются ни в одной из внутренних банковских систем.

Carbanak 2.0 

В 2015 году возродившаяся группировка Carbanak по-прежнему использовала инструменты, характерные для сложных атак класса АРТ, однако она расширила свои интересы. Теперь киберпреступники атакуют не только банки, но также финансовые и бюджетные департаменты любых организаций, в частности бухгалтерии. В одном из случаев, зафиксированных «Лабораторией Касперского», группировка проникла в корпоративную сеть финансовой организации, регистрирующей данные о владельцах различных компаний, и изменила информацию об одном из них на данные своего «дропа». 

«Атаки на финансовые организации, которые мы наблюдали на протяжении 2015 года, свидетельствуют о тревожной тенденции: киберпреступники все активнее начинают использовать сложные инструменты, применяемые в кампаниях кибершпионажа и АРТ-атаках. Carbanak был лишь началом. Злоумышленники учатся быстро, и все чаще они предпочитают атаковать не пользователей, а непосредственно банки – ведь деньги хранятся именно там, – поясняет Сергей Голованов, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». – Мы стремимся указать, где и как именно киберпреступники смогут нанести удар с целью украсть деньги. Поэтому зная, например, о стиле GCMAN, стоит проверить, насколько хорошо обеспечена безопасность банковских серверов, а в случае с Carbanak внимание стоит уделить защите баз данных, в которых содержится не только информация о балансе, но также сведения о собственниках счетов». 

Конституционный суд упростил иски для жертв телефонного мошенничества

Конституционный суд подтвердил право жертв телефонного мошенничества обращаться в суд по месту своего жительства, а не по месту проживания ответчика. Ранее, исходя из положений статей 28 и 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды нередко требовали подавать иски о возмещении ущерба именно по месту жительства ответчика.

С жалобой в высшую судебную инстанцию обратилась жительница Ставропольского края, сообщает «Российская газета».

Женщина стала жертвой злоумышленников, которые получили доступ к её онлайн-банку и похитили значительную сумму денег. По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако его приостановили из-за неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

В ходе расследования при этом удалось установить номер банковской карты дропа. Потерпевшая подала иск к владельцу карты о взыскании неосновательного обогащения, однако суды отклонили обращения «за нарушение принципа подсудности», поскольку ответчик проживал в Московской области. Поездка в другой регион, как указала заявительница, была для неё связана с «болезненными и практически непреодолимыми трудностями».

Судьи Конституционного суда напомнили, что право на судебную защиту предполагает эффективное восстановление нарушенных прав и свобод посредством правосудия.

«Актуальная социально-криминологическая обстановка и меняющийся характер и динамика преступности дают дополнительные основания для совершенствования гарантий доступности правосудия для потерпевших от преступлений, — приводит издание выдержку из решения Конституционного суда. — При этом учёту подлежат особенности правовой природы отношений собственности как объекта посягательства и такого их предмета, в качестве которого выступают деньги, способные поступать в результате хищения в распоряжение лиц, находящихся в самых разных, в том числе весьма удалённых от места жительства потерпевшего, местах».

В итоге Конституционный суд признал необходимость отступления от принципа территориальной подсудности при подаче исков жертвами мошенников. В суде указали, что следование прежнему подходу смещает баланс в пользу потенциального ответчика, и такой дисбаланс должен быть устранён, в том числе на законодательном уровне.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru