Ultrascan о масштабах «нигерийского» мошенничества

Ultrascan о масштабах «нигерийского» мошенничества

...

По оценке Ultrascan, число активных участников «нигерийских» трансграничных группировок превышает 300 тысяч, а количество их жертв исчисляется миллионами. В минувшем году глобальный ущерб от этого вида мошенничества превысил 9,3 млрд. долларов, тогда как в предыдущем составлял 6,3 млрд.

Реализация «нигерийских» схем дороже всех обходится американцам и англичанам, которые в прошлом году потеряли более 2,1 и 1,2 млрд. долларов соответственно. Для сравнения российские пользователи совокупно отдали мошенникам 105 млн. долларов. Ultrascan отмечает, что ее оценки финансовых убытков весьма скромны и не учитывают тяжелых последствий «нигерийских» атак, таких как потеря работы, банкротство, продажа имущества, не говоря уже о моральном ущербе.

За год голландские активисты расследовали более 8 тыс. жалоб, поданных жителями 152 стран, и обнаружили, что поле деятельности «нигерийцев» расширяется в восточном направлении. Основными темами мошеннических схем в Индии являются трудоустройство и получение студенческих виз, в Китае — лотереи и предоплата доставки товара. Жителей Южной Кореи и Вьетнама вовлекают в сомнительные аферы, связанные с поставкой сырья и услуг; присылают им фальшивые чеки, манят заокеанскими депозитами и сказочным наследством.

Большинство «нигерийских» скаммеров (250 тыс.), по оценке Ultrascan, проживают в Нигерии, остальные действуют с территории 69 стран. Из известных организованных группировок 72 действуют с территории Испании, 62 — из Великобритании, где предположительно скрывается более 5 тыс. «нигерийских» резидентов. Согласно статистике Ultrascan, количество участников мошеннических группировок в США и Гане превышает 2 тысячи, хотя в реальности их численность может достигать 11,5 и 4,3 тыс. соответственно. В России исследователи зафиксировали 6 действующих «нигерийских» группировок, в состав которых входят более 50 человек (по предположительным оценкам 280).

Результативней прочих работают британские и американские «нигерийцы»: их доходы в прошлом году составили около 1,3 и 1,14 млрд. долларов соответственно. Однако после дележа с партнерами больше всего награбленных капиталов осталось в Швейцарии — около 570 млн. По России эти цифры составляют 430 (до раздела) и 129 (после) млн. долларов.

Нередко «нигерийские» группировки, действующие с территории разных стран, объединяют свои усилия и ресурсы. Ultrascan отмечает, что международным центром отмывания денег, помимо Греции, теперь является Малайзия, конкретно — ее столичные банки. Зачастую «нигерийцы» оказываются владельцами национальных представительств Western Union или Moneygram. По консервативным оценкам, около 10% таких агентств осознанно пособничают скамерам, получая от них дивиденды.

Помимо служб денежных переводов, «нигерийцы» контролируют банки, интернет-кафе, таможни, агентства по продаже и прокату автомобилей, гостиницы. У одной из таких мошеннических группировок, занесенных в базу данных Ultrascan, есть свои люди в почтовой службе, в банке, кредитной организации, страховом агентстве, на транспорте, в нефтяной компании, в посольстве, аэропорту, полиции, службе иммиграции, клинической больнице, разведуправлении и государственном учреждении.

Говоря о категории мошенничества, связанной с рассылкой «нигерийских» писем (лотереи, наследство), исследователи отметили, что этот вид спама становится все более таргетированным. Структура и содержание мошеннической схемы варьируются в соответствии со спецификой конкретной группы пользователей. При этом сбор адресов и прочей пользовательской информации осуществляют, как правило, сами участники криминальной группировки, а для рассылки спама используются наемники.

Активисты с сожалением констатируют, что проблема «нигерийского» мошенничества приобрела небывалый размах, а злоумышленники пользуются полной безнаказанностью. Установить истинные размеры бедствия очень трудно: из-за многообразия форм и средств, которые используют «нигерийцы», нет объединенной статистики по этим способам злоупотребления людским доверием; не хватает независимых исследований, не создана единая база данных. Что касается защитных мер, то по тем же причинам в национальных законодательствах пока отсутствуют целевые законоположения; жалобы от пострадавших рассматриваются только в тех случаях, когда налицо значительный финансовый ущерб, а механизмы стимулирования подачи таких жалоб непопулярны.

Источник 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru