Репутационная защита: отраслевой стандарт или дань моде?

Технология репутационного анализа становится стандартом де-факто для современных антивирусных продуктов: в ближайшие годы ее возьмут на вооружение большинство вендоров, полагают эксперты. Скептики, тем временем, советуют не переоценивать эффективность защиты, основанной на "мудрости толпы".  

На этой неделе компания Symantec официально представила в России новую линейку своих продуктов Norton 2010 - Norton Internet Security 2010 и Norton Antivirus 2010. В них реализована новая модель безопасности Quorum, основанная на оценке репутации. Вендор работал над ней более трех лет.

Для Quorum одним из индикаторов вредоносности служит уникальность файла и его атрибутов. Данная технология работает на основе сканирования файлов и приложений, отслеживая при этом десятки атрибутов, таких как дата и время создания файла, источник его загрузки, цифровая подпись и распространенность. Эти атрибуты комбинируются с помощью комплексных алгоритмов, после чего производится оценка репутации. По мере того, как файл распространяется по интернету, его атрибуты меняются, и тогда Quorum обновляет репутацию файла. Система оценки репутации в первую очередь нацелена на выявление в новых файлах вредоносного кода, не обнаруживаемого традиционными методами сканирования.

Использование репутационных технологий сегодня называют одним из основным трендом развития индустрии. Они уже представлены, в частности, в продуктах Trend Micro, «Лаборатории Касперского», MacAfee, Panda, а теперь и Symantec. Впрочем, по словам Кирилла Керценбаума, руководителя группы технических консультантов по безопасности Symantec в России и СНГ, в продуктах Norton 2009 уже была первая реализация данной репутационной технологии: она позволяла снижать нагрузку на ПК путем исключения из сканирования по запросу тех файлов, которым Symantec или сообщество пользователей ее продуктов доверяет (то есть, в первую очередь, использует, и со стороны данных приложений антивирус не выявил никаких подозрительных действий). «В Norton 2010 концепция Quorum, фактически, уже реализована полностью, а также интегрирована практически со всеми модулями защиты, такими как поведенческий анализатор (SONAR), система IPS, антиспам», - отметил  Керценбаум.

В Symantec  репутационный подход называют очень перспективным и достаточно надежным. «И сигнатурный, и - отчасти - поведенческий анализ становятся менее эффективными, ведь хакерам не составляет никакого труда тестировать свои "творения" на десятках антивирусных продуктов и пытаться обойти защиту тех или иных механизмов, однако факт малой распространенности или новизны того или иного файла обойти практически невозможно, что позволяет эффективно предотвращать распространение новых вариантов вредоносного кода», - говорит Кирилл Керценбаум.

«Судя по описанию на сайте Symantec, технология Quorum на 30-50% соответствует технологии Trend Micro Smart Protection Network, которая была запущена в этом году, - комментирует Михаил Кондрашин, руководитель Центра компетенции Trend Micro. - На стороне Symantec - преимущество в большем числе пользователей по всему миру, а значит, в потенциально большей отдаче от системы обратной связи, которой, по сути является Quorum». С другой стороны, по его словам, Smart Protection Network содержит в себе не только базу опасных интернет-ресурсов, но и базу источников спама и «нехороших» файлов. «Это позволяет за счет корреляции и ретроспективного анализа выявлять совершенно неизвестные угрозы, - объясняет Кондрашин. - Ведь при использовании только обратной связи части пользователей все-таки придется пострадать, ради блага большинства, которое получат защиту вовремя. Не случайно позавчера на конференции RSA было анонсировано, что RSA (подразделение корпорации EMC) включает в свои продукты интеграцию с технологиями Trend Micro».

 

Кондрашин также отмечает, что «репутация» и «мудрость толпы» - на самом деле, совершенно разные вещи. «Репутация» - это способность производить ретроспективный анализ, то есть учитывать предысторию («репутацию»). «Мудрость толпы» - это одна из возможных систем обратной связи для пополнения репутационной базы данных. «У Symantec, как и у других ведущих производителей, «мудрости толпы» на самом деле нет, так как конечному пользователю здесь отводиться скромная роль владельца компьютера и не более того, - считает он. - Все решения принимаются на основе автоматизированного поведенческого анализа».

В компании Agnitum, в свою очередь, подтверждают, что технологии, основанные на результатах действий  и опыта сообщества пользователей, становятся тенденцией,  и в том или ином виде появятся в ближайшие 2-3 года в большинстве ИТ-продуктов. В частности, в продуктах Outpost уже несколько лет используется технология ImproveNet, которая позволяет на основе данных, которые автоматически приходят от пользователей и анализируются в системе, создавать новые правила в работе продукта.

Тем не менее, у репутационной технологии  есть и свои скептики. «Я не считаю Quorum абсолютно бесполезной вещью, но полагаю, что эффективность данной технологии серьёзно переоценена», - считает Илья Рабинович, исполнительный директор SoftSphere Technologies. По его словам, репутационные технологии зачастую не оправдывают ожиданий, возлагаемых производителями. «К примеру, существуют такие технологии для веб-ресурсов, но существенного влияния на количества заражённых компьютеров это не оказало, - напоминает Рабинович. - Также непонятно, как компания собирается бороться со зловредными накрутками пользовательских рейтингов и вбросами зловредных модулей через рейтинговые механизмы Quorum».  

По словам Кирилла Керценбаума, Quorum включает в себя специальные механизмы анализа и защиты, которые позволяют эффективно бороться с подобными атаками. «Также нужно отметить, что высокая репутация файла не является для продуктов Norton призывом к тому, чтобы этот файл был исключен из проверок реального времени по большому количеству характеристик: даже если мы "доверяем" файлу, мы все равно следим за его поведением, проверяем его по базе сигнатур, контролируем его сетевую активность и так далее», - говорит он.

Не стоит забывать, что репутационный анализ уже сыграл важную роль в деле борьбы со спамом, напоминает  Михаил Орешин, ранее директор московского филиала «Поликом Про». «Фильтрация на основании репутации в промышленном масштабе появилась в антиспам-решениях как логичное продолжение RBL-листов, - говорит он. - Поначалу воспринималась сия технология скептически, так как многие администраторы помнили, как они попадали в RBL-листы, и требовались усилия, чтобы потом из них быть вычеркнутыми, - вспоминает Орешин. - В какой-то момент репутация была конкурентным преимуществом («У нас есть, а у них нет - неудачники»). А сейчас подобная технология используется практически всеми продуктами. Стоит признать, что уже как несколько лет проблема спама решена, и репутационный анализ внес существенную роль».

Несмотря на то, что ситуация с выявлением вредоносных кодов несколько другая (все-таки в антиспаме речь идет об IP, пытающихся установить SMTP-сессию, о существовании которой обычный пользователь даже не подозревает),  Михаил Орешин считает, что для оперативного реагирования на malware, пожалуй, нет другого пути, чем репутация. «Угнаться только за кодом становится практически невозможно, - объясняет он. - Я убежден, что без репутации не сможет обойтись ни один продукт, играющий на рынке антивирусов».

Что же касается ключевого риска репутационного анализа - ложных срабатываний - то они были и будут всегда, полагает Орешин. Кроме того, этот риск относится, скорее, к средним и крупным компаниям. «Там ложное срабатывание может повлиять на текущую работу бизнеса, - говорит он. - Посему Symantec и предлагает пока это решение для домашних пользователей».

 

«Конечно, вероятность ложных срабатываний остаётся, тем не менее, эффективность технологии доказана, причём не компьютерными тестами и технологиями, а обществом в целом, - комментирует Дмитрий Святный, директор подразделения по информационной безопасности крупной инвестиционной компании. - Модели обеспечения общественной безопасности перекочевали в отрасль компьютерной безопасности, лозунги: «не проходите мимо», «будьте сознательными», «участвуй» и т п. делают своё дело. Граждане давно осознали, что они сами должны принимать активное участие в обеспечении собственной безопасности».

«Чем больше наберется статистики, тем более адекватный результат будет выдавать продукт, - перечисляет Михаил Орешин другие плюсы репутационной технологии. - Кроме того, репутация (а именно количество инцидентов) позволяет поднять приоритет для «традиционных» технологий - а именно, указывает, на какой код нужно обратить внимание и быстрее внести его в базу». К тому же, чтобы избежать риска ложных срабатываний, на первых порах внедрения технологии ее можно использовать в информационном порядке, но не принимать решение на основе репутации, добавляет он.

" />

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru