Эксплойт-наборы и программы-вымогатели становятся все коварнее

Эксплойт-наборы и программы-вымогатели становятся все коварнее

Опубликованный недавно полугодовой отчет компании Cisco по информационной безопасности содержит уйму свидетельств того, как киберпреступники постоянно совершенствуют и делают все изощреннее свой инструментарий для кражи и последующей перепродажи ценной коммерческой и персональной информации.

Фактически злоумышленники получают финансовое вознаграждение за свои злодеяния, причем пользователи еще и вынуждены зачастую платить «выкуп» за свои же собственные данные.

Эксплойт-набор Angler благодаря своей эффективности и технической продвинутости продолжает оставаться лидером рынка вредоносного ПО. Как отмечается в упомянутом отчете Cisco по информационной безопасности, злоумышленники особенно ценят Angler за то, что он использует уязвимости сразу нескольких технологий: Flash, Java, Internet Explorer и Silverlight. Высокая эффективность Angler объясняется еще и тем, что он в состоянии осуществлять многовекторные атаки. Как показали исследования Cisco, пользователи, столкнувшиеся с Angler, подвергаются заражению в 40% случаев (для других распространенных эксплойт-наборов этот показатель составляет лишь 20%).

При помощи нескольких новаторских методов Angler успешно обманывает пользователей и при этом зачастую избегает обнаружения. В отчете Cisco приводится мнение исследователей о том, что создатели Angler применяют методы научного анализа данных для автоматической генерации целевых интернет-страниц, которые в итоге получаются настолько естественными, что не вызывают подозрения у эвристических сканеров. Вдобавок недавно для уклонения от обнаружения Angler начал применять технологию теневых доменов. (Этот метод дает возможность установить контроль над учетной записью владельца благонадежного доменного имени и создать в пределах этого домена тысячи вредоносных субдоменов). Технология теневых доменов отнюдь не нова, но, как отмечают специалисты Cisco, с 2014 года она стала применяться намного чаще. По мнению специалистов Cisco, более 75% выявленной активности таких теневых субдоменов, используемых создателями эксплойт-наборов, может быть связано с Angler.

Когда Angler внедряет зашифрованное вредоносное ПО (например, программу Bedep), идентифицировать это ПО, как правило, можно лишь с помощью ретроспективных методов анализа. Стандартное же время обнаружения угрозы в отрасли ИБ ныне составляет от 100 до 200 суток. Очевидно, что это чересчур большой отрезок времени, особенно, если учесть, насколько стремительно злоумышленники внедряют новые технологии.

Но есть и хорошие новости: заметно сократилось время, необходимое для обнаружения ранее неизвестных вредоносных кодов средствами Cisco. В декабре 2014 года среднее время обнаружения такой угрозы системой Cisco AMP (Advanced Malware Protection) составляло менее двух суток. В период с января по март текущего года среднее время обнаружения колебалось между 44 и 46 часами, а в апреле оно несколько увеличилось — до 49 часов. К концу мая время обнаружения угрозы средствами Cisco снизилось приблизительно до 41 часа. Приведенная ниже диаграмма показывает, какое количество файлов, изначально определенных Cisco как «неизвестные», в конечном итоге было идентифицировано в качестве «вредоносных». Данные взяты из практического исследования эксплойт-набора Angler.

Программы-вымогатели, внедряемые Angler и другими эксплойт-наборами, тоже стремительно развиваются, чтобы упростить злоумышленникам способы извлечения прибыли из своих киберпреступлений. Как правило, для этого используется так называемая «криптовалюта» — например, биткойны.  Каждый доллар, уплаченный в качестве «выкупа», пополняет фонды злоумышленников. При этом, как показывает упомянутый отчет Cisco, кое-кто из наиболее успешных операторов программ-вымогателей занимаются, судя по всему, еще и профессиональной разработкой технологий, способствующих дальнейшему развитию вредоносного ПО.

Цена, устанавливаемая за выкуп данных, более-менее доступна для жертв вымогательства: обычно она составляет две-три сотни долларов (точная сумма зависит от курса обмена биткойна). Судя по всему, злоумышленники провели исследование этого рынка и определили адекватную цену, обеспечивающую оптимальные результаты: плата не столь велика, чтобы жертвы отказывались платить или обращались в правоохранительные органы. При этом операторы программ-вымогателей стараются снизить риск обнаружения до минимума, используя как скрытые каналы коммуникаций, такие как Tor и  «Проект “Невидимый Интернет» (I2P), так и технологии обмена криптовалютой, позволяющие утаивать финансовые операции от правоохранительных органов.

Cоздатели эксплойт-наборов и программ-вымогателей делают все возможное, чтобы сделать свои продукты как можно более эффективными и скрытными. В связи с этим специалисты по ИБ просто обязаны реагировать соответствующим образом и предельно внимательно следить за деятельностью киберпреступников. Следует иметь также в виду, что только комплексная защита от угроз, объединяющая в себе возможности целого ряда решений для мониторинга и контроля, учета контекста и аналитической информации об угрозах, в состоянии вовремя обнаруживать современные изощренные, постоянно развивающиеся киберугрозы и успешно противодействовать им.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В WhatsApp появилась реклама — пока только в статусах и каналах

Meta (признана экстремистской и запрещена в России) наконец-то запустила рекламу в WhatsApp — то, о чём говорили уже несколько лет, теперь стало реальностью. Объявление появилось в официальном блоге мессенджера, и с сегодняшнего дня нововведение начинает распространяться на всех пользователей.

Где именно будет реклама

Пока рекламу не будут вставлять в личные переписки — и на том спасибо. Вместо этого она появится:

  • в разделе «Обновления» (Updates) приложения;
  • в статусах, которые работают по аналогии с Instagram Stories;
  • в списке каналов, где теперь могут отображаться «спонсируемые» каналы.

То есть, если вы уже привыкли к рекламе в Instagram (признана экстремистской и запрещена в России) Stories — примерно то же самое теперь будет и в WhatsApp.

 

Что с приватностью

Разработчики заверяют, что «всё сделано максимально приватно». Но если заглянуть в детали, выясняется, что реклама будет подстраиваться под вас по таким параметрам:

  • ваш город или страна;
  • язык интерфейса;
  • каналы, на которые вы подписаны;
  • взаимодействие с рекламой (нажатия, просмотры и т. д.).

А если вы подключали WhatsApp к Meta Accounts Center, то система будет учитывать ваши предпочтения и с других платформ — например, из Facebook (признана экстремистской и запрещена в России) или Instagram (признана экстремистской и запрещена в России).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru