Мошенники выманивают разрешение доступа к личным данным через сервис Microsoft

Мошенники выманивают доступ к личным данным через сервис Microsoft

Специалисты «Лаборатории Касперского» заметили нетипичную уловку злоумышленников, направленную на получение доступа к личным данным пользователя. Находка интересна в первую очередь тем, что мошенники используют в качестве невольного посредника официальный сервис live.com компании Microsoft, тем самым усыпляя бдительность потенциальной жертвы и подталкивая ее к добровольному разрешению доступа к своей приватной информации.

Первый этап мошеннической схемы напоминает классический фишинг – адресат получает письмо с уведомлением о предстоящей блокировке своего аккаунта Live ID, используемого в множестве сервисов Microsoft. Жертву заверяют в необходимости пройти по указанной в письме ссылке и выполнить новые требования по безопасности сервиса. При этом пользователь не направляется на поддельную страницу, как это обычно бывает в ходе фишинговой атаки, а переходит на страницу аутентификации легитимного сайта компании Microsoft live.com.Подобное развитие событий довольно нетипично – в случае перенаправления на официальный ресурс возможности украсть логин и пароль у злоумышленников нет. Однако дело в том, что их целью являются не реквизиты учетной записи Live ID, а личные данные пользователя. Сразу после успешной авторизации сервис Microsoft отображает запрос на разрешение некоторому приложению доступа к личным данным.

Если жертва дает свое согласие, авторы приложения получают личные сведения пользователя, почтовые адреса его контактов, прозвища и имена друзей и прочую информацию, которую можно позже использовать в мошеннических целях. Все это достигается благодаря простому приему – ссылка в письме помимо адреса live.com также содержит идентификатор веб-приложения и перечень прав, которые оно просит предоставить. Само веб-приложение использует специальный открытый и поддерживаемый Microsoft протокол авторизации OAuth, который позволяет предоставлять третьей стороне с разрешения пользователя доступ к его личным данным без логина и пароля.

«Данным трюком злоумышленники могут воспользоваться не только на площадке Microsoft – с тем же успехом его можно применить и в популярных социальных сетях, и тогда мошенники могут получить права для создания постов, чтения и отправки личных сообщений и добавления записей в гостевых книгах от имени жертвы. Поэтому не стоит пренебрегать бдительностью и отвечать согласием на любые запросы, даже если вы находитесь на легитимном ресурсе – он не всегда имеет возможность следить за добросовестностью авторов поддерживаемых им веб-приложений», – комментирует Андрей Костин, старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Android-троян GhostGrab уличен в клептомании и крипомайнинге

Проведенный в CYFIRMA анализ Android-зловреда GhostGrab показал, что это гибридная угроза. Новый модульный троян крадет ключи от банковских счетов и вдобавок использует ресурсы жертвы для добычи монеро.

Новобранец очень цепок, всегда работает в фоне и умело уклоняется от обнаружения и системных попыток прибить его процессы. Для получения команд и отправки украденного он обращается к Firebase.

Атака начинается с JavaScript-редиректа на сайте kychelp[.]live (домен был зарегистрирован в начале лета). При перенаправлении браузера автоматом происходит загрузка дроппера, замаскированного как BOM FIXED DEPOSIT.apk (результат VirusTotal на 28 октября — 26/61).

В поддержку иллюзии при установке жертве выводится интерфейс обновления, копирующий стиль Google Play. Успешно внедрившись, вредонос запрашивает разрешение на установку приложений из сторонних источников (REQUEST_INSTALL_PACKAGES) для беспрепятственного развертывания модуля банковского стилера.

Чтобы обеспечить себе постоянное присутствие в системе, дроппер выводит на экран уведомление и закрепляет его, инициируя запуск службы переднего плана.

 

Банковский модуль GhostGrab (детектируют 10 антивирусов из 66 на VirusTotal) вначале выполняет профилирование зараженного устройства, в частности, выясняет номер телефона и имя провайдера связи.

Он также запрашивает множество разрешений, в том числе доступ к СМС (для перехвата одноразовых кодов и уведомлений банков) и телефонной связи (для перевода звонков своему оператору и выполнения USSD-команд).

Чтобы беспрепятственно работать в фоне, зловред просится в список исключений по энергосбережению, скрывает свою иконку и использует механизмы автоматического перезапуска по системным событиям (перезагрузка ОС, изменение состояния экрана, возможность установления соединений).

 

Банкер также умеет выуживать интересующую его информацию с помощью фишинговых страниц. Заготовки вшиты в код и поочередно отображаются через WebView.

Вначале у жертвы запрашивают полное имя, уникальный идентификатор карты, номер счета — якобы для завершения процедуры KYC. После ввода ее попросят предоставить все данные дебетовой карты или учетки для доступа к системе ДБО.

Мониторинг заполнения фальшивых форм и вывод содержимого осуществляются с помощью JavaScript-сценария. Украденная информация направляется прямиком в Firebase и, как оказалось, хранится там в незашифрованном виде в общедоступной базе данных.

Для управления резидентным зловредом используются возможности Firebase Cloud Messaging: команды подаются в виде пуш-уведомлений.

Когда устройство жертвы заблокировано, GhostGrab может загрузить со стороннего сервера зашифрованный криптомайнер (libmine-arm64.so). Этот модуль тоже работает в фоне, используя монеро-кошелек, адрес которого жестко прописан в коде дроппера.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru