Целью новой кибератаки стали конфиденциальные данные в Пакистане

Компания ESET, сообщает о раскрытии целенаправленной атаки, которая два года использовалась для хищения конфиденциальной информации в Пакистане и ряде других стран. При расследовании инцидента стало известно, что корни этой кибератаки берут начало в Индии.

Целью кибератаки являлась кража конфиденциальной информации с зараженных компьютеров – для этого использовались различные способы, включая клавиатурный шпион, модуль снятия скриншотов рабочего стола, модуль передачи документов на внешний сервер и т.д. После успешной атаки все собранные данные отправлялись к злоумышленникам.

При организации атаки киберпреступники использовали действующий цифровой сертификат, которым подписывали вредоносные исполняемые файлы. Такая подпись придавала этим файлам большую легитимность. Упомянутый сертификат еще в 2011 году был получен компанией, расположенной в Нью-Дели (Индия). Вредоносное ПО, которое подписывалось этим сертификатом, распространялось через электронную почту.

Киберпреступники маскировали вредоносные файлы под электронные документы с якобы важным содержанием. Специалистами ESET было обнаружено несколько подобных документов, которые, судя по всему, должны были заинтересовать потенциальных жертв. Так, в одном из них использовалась тема индийских вооруженных сил.

На данный момент нет точной информации о том, на какие именно учреждения была направлена кибератака, однако можно с уверенностью сказать, что цели атаки располагались в Пакистане. Данные системы телеметрии ESET наглядно демонстрируют, что именно в этой стране вредоносный код проявил наибольшую активность (79% от общего количества обнаружений данной угрозы пришлось на Пакистан). 

«Таргетированные атаки получают в последние годы все большее распространение. Как правило, их целями становятся отдельно взятые учреждения или институты, имеющие государственное значение. Очевидно, что в данном случае целью киберпреступников были учреждения в Пакистане. Поскольку атака длилась несколько лет, то можно говорить об APT (Advanced Persistent Threat), – говорит Артем Баранов, старший вирусный аналитик ESET. –  Этот инцидент мог поставить под угрозу национальную безопасность не только Пакистана, но и США, поскольку распространенность угрозы зафиксирована и там. Надо сказать, что, по данным компании Norman, индийская киберпреступная группа участвовала в недавнем инциденте промышленного шпионажа против норвежской телекоммуникационной компании Telenor».

По информации экспертов ESET, для успешной установки вредоносного ПО злоумышленники применяли несколько векторов атаки. В одном случае использовался эксплойт для широко известной уязвимости CVE-2012-0158, которая может эксплуатироваться с помощью специально сформированного документа Microsoft Office – его открытие на уязвимой системе инициирует исполнение произвольного кода. Как упоминалось выше, такие документы доставлялись потенциальным жертвам по электронной почте. Открывая документ, пользователь незаметно для себя инициировал установку вредоносного ПО.

Другой вектор атаки заключался в рассылке по электронной почте исполняемых вредоносных файлов, которые маскировались под файлы Word или PDF-документы. Для дополнительной маскировки и усыпления бдительности пользователя, во время установки вредоносного ПО действительно отображался документ с определенным содержанием.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru