PoS-терминалы под прицелом

PoS-терминалы под прицелом

Эксперты Seculert обнаружили специализированную вредоносную программу, ворующую реквизиты банковских карт из торговых терминалов под ОС Windows. Зловред, нареченный Dexter, внедряется в системный процесс iexplore.exe, обеспечивая его повторный запуск при отключении вручную, составляет перечень активных процессов, для каждого определяет доступные пространства памяти, производит считывание в локальный буфер, используя функцию ReadProcessMemory, и подвергает дампы разбору (парсингу), отыскивая информацию, подлежащую копированию и отсылке.

По свидетельству экспертов, Dexter интересуют данные треков 1 и 2 пластиковой карты: имя владельца, срок годности и номер карты, включающий код эмитента, класс и тип карты, номер счета, иногда ― код страны. Этой информации достаточно, чтобы изготовить подделку.

Украденные данные шифруются и отправляются через HTTP POST на удаленный C&C сервер. Ответы с этого сервера, включая обновления и команду на самоудаление, зловред получает в виде шифрованного cookie-файла. Система шифрования, используемая Dexter, подробно рассмотрена в блоге Trustwave. Обращения к командному серверу осуществляются по заданному списку из 7 доменных имен, привязанных к зоне .com. По свидетельству Verizon, 6 из них зарегистрированы на сервисе, гарантирующем конфиденциальность, и разрешаются в один и тот же IP-адрес, хорошо известный исследователям ZeuS. В более ранних, тестовых версиях Dexter вместо доменов был указан IP-адрес и единственный путь. Этот адрес, как и соответствующая AS-система (AS58001), имеют плохую репутацию. Эксперты Verizon усмотрели также некоторое сходство в поведении ZeuS и Dexter и отметили, что некоторые антивирусы списка Virus Total детектируют нового PoS-зловреда как ZeuS, пишет securelist.com.

Насколько известно, Dexter существует в интернете несколько месяцев и успел поразить сотни PoS-систем в широко известных сетях розничной торговли, отелей, ресторанов, а также на частных парковках. Seculert обнаружила его присутствие в 40 странах, причем 30% заражений ― на территории США, 19% в Великобритании. Способ распространения Dexter пока не определен, известно лишь, что половина жертв используют Windows XP, свыше 30% ― серверные ОС.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru