Консорциум (ISC)^2 узнал, как живется специалистам по защите информации

Консорциум (ISC)^2 узнал, как живется специалистам по защите информации

Вчера были опубликованы результаты нового исследования кадрового потенциала в секторе информационной безопасности - (ISC)² 2011 Global Information Security Workforce Study. Консорциум регулярно готовит подобные доклады с помощью аналитических фирм; на этот раз ему содействовала компания Frost & Sullivan. В целом итог положительный, но есть и проблемные вопросы, требующие рассмотрения и разрешения.



Сначала о позитивном: "мировой финансовый кризис" специалисту по защите информации не помеха. Увеличивается и количество хранителей данных, и, что более важно, степень их востребованности; растет число желающих пройти аттестацию и получить подтверждающие их компетентность сертификаты. В частности, аналитики прогнозируют, что для Северной Америки в период с 2010 по 2015 год суммарная численность работающих в этом секторе сотрудников будет возрастать в среднем на 14,2% в год, для Европы и Ближнего Востока - на 13,2%, для Азиатско-Тихоокеанского региона - на 11,9%.


С учетом того, что в Америке профессия защитника информации существует и развивается уже довольно давно, такие показатели не могут не вызывать интерес. В самом (ISC)² уверены, что столь высокие результаты обусловлены ростом потребности американских государственных ведомств в квалифицированных специалистах по безопасности - особенно если у них имеются соответствующие сертификаты. Достаточно сказать лишь о том, что  в истекшем 2010 году консорциум аттестовал в два раза больше соискателей, чем в предстоявшем 2009 (да и вообще в любом другом году, если принять в рассмотрение полную ретроспективу).


Растет и средний заработок защитника данных. Если в 2008 году значение этого параметра составляло 100 967 долларов в год, то по последним данным оно равняется уже 106 900 долларам. При этом уже упоминавшаяся выше сертификация специалистов играет далеко не последнюю роль в расчете их жалования: аналитики рассчитали, что неаттестованные сотрудники (опять же в среднем за год) получают почти на 14 тыс. долларов меньше.


Есть в отчете и другие статистические результаты. К примеру, респондентам задавался вопрос о том, какие угрозы они считают наиболее существенными; первое место оказалось за уязвимостями в программных приложениях (73%), а вторую позицию "безопасники" отдали мобильным устройствам (66%) - при этом 29% опрошенных признались, что у них на предприятии нет формальной политики, которая регламентировала бы использование мобильных телефонов и планшетных компьютеров.


Еще одной проблемой, которая вызывает беспокойство у абсолютного большинства работников сектора, вполне ожидаемо оказались "облачные" системы и службы. В североамериканском регионе почти все участники исследования (93%) заявили, что существует потребность в более подробном изучении принципов работы "облаков" в целом, а 85% специалистов обозначили необходимость детализированного рассмотрения технологий, обеспечивающих работу распределенных и делегированных вычислений. 48% респондентов сообщили аналитикам, что им не помешали бы специальные навыки ведения переговоров по заключению профильных соглашений, юридически оформляющих особые условия предоставления "облачных" услуг.


Исследователи заключают, что формирование и актуализация новых течений в сфере информационных технологий происходят явно быстрее, чем самообразование специалистов и повышение их квалификации. Проще говоря, защитники данных не успевают за стремительным развитием IT, а специфика некоторых новых продуктов и услуг требует от них еще и выхода за пределы своих формальных обязанностей - например, чтобы обеспечить надлежащую охрану важных сведений в "облаке", уже нужно быть, скажем так, "немного юристом".


В общей сложности аналитики изучили мнение более чем 10 тыс. сотрудников, отвечающих за безопасность информации в различных организациях по всему миру. Ознакомиться с оригиналом их отчета можно здесь.

Госдума приняла в первом чтении два закона об ответственности в сфере КИИ

Госдума приняла два закона, уточняющих составы уголовных преступлений и административных правонарушений, связанных с ненадлежащей эксплуатацией объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). В ряде случаев ответственность за такие нарушения смягчается. Законопроекты № 1071997-8 и № 1071966-8 были внесены в Госдуму в ноябре 2025 года группой депутатов.

Принятые нормативные акты уточняют положения статьи 274.1 Уголовного кодекса РФ, которая касается нарушения правил эксплуатации объектов КИИ.

Часть деяний авторы предлагают декриминализировать и отнести к административным правонарушениям. Основной мотив таких изменений — снизить риск оттока кадров из организаций, являющихся субъектами КИИ, где значительная доля сотрудников фактически выступает пользователями систем, подпадающих под жёсткое регулирование.

«Представляется обоснованным внесение изменений в части 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, уточняющих объективную сторону состава преступления в части определения общественно опасных последствий в форме уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, — говорится в пояснительной записке к законопроекту № 1071997-8. — Вместе с тем действующая редакция частей 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, в силу отсутствия определения вреда как признака состава преступления, не позволяет объективно оценивать его наличие либо отсутствие».

Как отмечают авторы, предлагаемые изменения основаны на анализе сложившейся судебной практики по статье 274.1 УК РФ. Она показывает, что суды, как правило, трактуют вред КИИ как копирование либо изменение информации в соответствующих системах.

В рамках законопроекта № 1071966-8 предлагается декриминализировать все нарушения правил эксплуатации КИИ, которые не привели к очевидному ущербу, и перевести их в разряд административных правонарушений.

Согласно статистике, собранной директором технического департамента RTM Group Фёдором Музалевским, около 10% дел по статье 274.1 УК РФ по итогам 2021 года были возбуждены из-за случайных или неосознанных действий без корыстного мотива. Кроме того, как показывают данные Судебного департамента за последние пять лет, реальные сроки лишения свободы по этой статье назначаются крайне редко и носят единичный характер.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru