Curator: от antiDDoS к платформе защиты инфраструктуры

Дмитрий Ткачёв: Curator — это уже не только antiDDoS. Мы обеспечиваем непрерывность всей инфраструктуры

Дмитрий Ткачёв: Curator — это уже не только antiDDoS. Мы обеспечиваем непрерывность всей инфраструктуры

Дмитрий Ткачёв

Генеральный директор компании Curator

До работы в Curator Дмитрий занимал должность руководителя исследовательского направления в научно-исследовательской лаборатории Huawei, где отвечал за передовые исследования в области параллельных вычислений. Определял стратегию исследований и анализа, разрабатывал тактику, а также осуществлял руководство и управление научными работами в области высокопроизводительных и параллельных вычислений.

Имеет разнообразный опыт в области продуктовой стратегии, разработки и коммерциализации продуктов — в роли директора по продуктам (Chief Product Officer) в компании Massive Solutions, а также в должностях руководителя отдела разработки программного обеспечения и директора по исследованиям и разработке в компании T-Platforms.

...

Компания Curator — один из пионеров в сегменте защиты веб-ресурсов от DDoS-атак. Недавно компания сменила название, существенно расширила линейку продуктов и изменила стратегию на отечественном рынке. В эксклюзивном интервью мы обсудили это и многое другое с генеральным директором Curator Дмитрием Ткачёвым. 

Мне кажется, это первое большое интервью с представителем вашей компании на AM Live. Хотелось бы начать с самого заметного — с ребрендинга. Почему вы решились на этот шаг? С чем это было связано в первую очередь?

Д. Т.: Мы здесь, наверное, не первопроходцы в теме ребрендинга. Последние два, а может, уже и три года кто только его не делал. История для нас понятная: эпоха глобализации закончилась, началась эпоха дефрагментации. Хорошо это или плохо — время покажет, но ситуация такая, какая есть. Поэтому мы тоже решили, что стратегия работы как локальной компании на конкретном рынке выглядит перспективнее. И провели ребрендинг в России.

Если сравнить старое название Qrator Labs с новым — Curator, то на слух они почти не отличаются, хотя визуально различие очевидно. Многие пока теряются. Мне, например, иногда пишут, что в тексте ошибка и компания называется не так. Это специально было задумано, чтобы названия были похожи? Чем вы руководствовались при выборе нового имени?

Д. Т.: Да, вы попали в точку. На слух название не поменялось, просто убрали приставку «Labs». Это было сделано осознанно. Мы старались сохранить звучание, поскольку под именем «Куратор» нас давно знают. Это имя стало почти нарицательным, особенно в контексте сервисов по защите от DDoS-атак. Поэтому и цель была — сохранить преемственность. И, на мой взгляд, получилось удачно: название поменялось, а на слух мы как были «Куратор», так и остались.

Пользователи и заказчики уже адаптировались к новому имени? Были случаи, когда кто-то ещё не понял, что вы работаете под другим названием?

Д. Т.: Хотелось бы сказать, что проблем нет, но это не так. Несмотря на то, что мы постарались сохранить звучание, понятно, что некоторые неудобства у клиентов возникли. Например, раньше был сайт qrator.net, теперь curator.pro. Отсюда уже вопрос: «Что это за новый сайт?». 

Обновились и личный кабинет, и система рассылок. На первом этапе действительно иногда возникали моменты недопонимания. Был случай, когда один клиент пришёл и говорит: «Ребята, мне пришла какая-то рассылка с подозрительного сайта curator.pro. Я ничего не стал открывать, пришёл к вам, чтобы прояснить ситуацию». Клиент решил, что кто-то пытается выдать себя за нас. Но, на мой взгляд, это всё были технические моменты переходного периода, которые уже исчерпаны.

Зарубежного бизнеса переименование не коснулось?

Д. Т.: Нет, зарубежный бизнес у нас так и остался под брендом Qrator Labs.

Новое название помогло вам как-то выделиться на фоне конкурентов? Сегмент ведь довольно конкурентный, и, кажется, без этого сейчас никак.

Д. Т.: Не думаю, что само по себе новое имя сразу принесло нам новых клиентов. Если бы всё так просто работало, все бы меняли названия каждый год. Но в любом случае ребрендинг — это повод о себе напомнить. Учитывая специфику наших услуг, если у клиента всё стабильно, он, по сути, может и не замечать наше присутствие. В этом и заключается наша задача — обеспечить стабильность и незаметность. Ребрендинг стал хорошим поводом для общения с текущими и потенциальными клиентами: рассказать, почему мы на это пошли и что стоит за изменениями.

Перейдём к позиционированию компании на рынке. Мне кажется, что рынок в основном ассоциирует компанию Curator с защитой от DDoS. И, возможно, это становится даже неким ограничением, потому что рынок защиты веб-приложений за последние годы стал заметно шире. Под понятием «защита веба» теперь подразумевается многое: антиботы, WAF, сервисы ADR и другое. Учитываете ли вы эти изменения в своей стратегии, и как это отражается на вашем позиционировании?

Д. Т.: Да, всё верно, раньше, когда речь заходила о Curator, в первую очередь имелся в виду сервис защиты от DDoS-атак. Но в последние три года мы позиционируем себя значительно шире — как поставщика сервисов, обеспечивающих непрерывную доступность приложений и инфраструктуры заказчика.

Наряду с защитой от DDoS, у нас сейчас есть и Web Application Firewall (WAF), который мы предоставляем совместно с технологическим партнёром. Есть и собственный продукт — это защита от ботов, защита DNS. В последние два года мы активно работали над новым направлением — Content Delivery Network (CDN), которое запустили недавно.

Да, эта новость была месяца два назад. Можно ли сказать, что вы уже выходите за рамки привычного рынка кибербезопасности, расширяя портфель и включая в него ИТ-сервисы, такие как CDN?

Д. Т.: Это действительно хороший вопрос. Исторически мы не считали себя именно компанией в сфере безопасности. Ведь что такое сервис защиты от DDoS-атак? Даже при общении с заказчиками не всегда понятно, кто за это отвечает, особенно в крупных организациях — у кого-то это ИТ, у кого-то — ИБ.

По сути, защита от DDoS — это в первую очередь сетевые технологии. Мы всегда были сильны в сетевых технологиях и имеем глубокий опыт в построении соответствующей инфраструктуры. Сначала мы использовали нашу сеть для предоставления сервиса по защите от DDoS. Но затем вышли на рынок кибербезопасности. 

Один из первых шагов — WAF. Раньше, примерно десять лет назад, WAF обычно был коробочным решением, а не облачным сервисом. Мы сделали проект с технологическим партнёром: взяли его WAF, разместили на своей сети и получили облачную версию. 

Затем появился антибот — тоже вопрос, относится ли он к кибербезопасности или к ИТ. Это спорный момент.

Наверное, всё-таки больше относится к безопасности. Хотя, да, это пограничная история. Ботами ведь можно и управлять — не все они «плохие». Есть и те, что создают паразитную нагрузку, но формально являются легитимными.

Д. Т.: Да, у нас действительно появляется целый ряд сервисов, которые можно отнести к ИТ, как, например, тот же CDN. Когда обсуждаешь это с заказчиком, часто слышишь: «Нет, CDN — это не моя зона ответственности, этим ИТ занимается. Это доставка контента, к безопасности не имеет отношения». Так что получается такая пограничная история — где-то ИТ, где-то безопасность.

Если абстрагироваться от структуры рынка и аналитических подсчётов, и сосредоточиться на главной цели — миссии компании, — то мне нравится, что она сводится к обеспечению непрерывной работы приложений. Насколько я понял, именно так вы её формулируете. А какими именно средствами достигается эта цель — отдельный вопрос и тема для обсуждения.

Д. Т.: Всё верно.

Хорошо. Хотелось бы продолжить разговор о вашем продуктовом портфеле. Мы уже обсудили, что компания исторически воспринимается как провайдер защиты от DDoS. Сейчас в портфеле есть WAF, антибот и CDN. Добавилось ли что-то еще?

Д. Т.: Я бы здесь ещё отметил один момент. Когда говорят о защите от DDoS-атак, чаще всего имеют в виду защиту веб-приложений. И для нас в какой-то момент стало неожиданностью, что многие даже не знают: Curator защищает не только приложения, но и инфраструктуру. Мы способны защищать любую инфраструктуру — не только HTTP, но и любые другие протоколы, независимо от характера DDoS-атаки.

В прошлом году мы вложили немало усилий, чтобы сделать эту функциональность более заметной для заказчиков. Раньше она словно пряталась в тени. Ведь если говорить про настройки HTTP, всё относительно просто: перевёл DNS, загрузил сертификат — и всё заработало. А вот защита инфраструктуры — это гораздо более сложная история, с множеством настроек. И раньше для клиента это выглядело как «чёрный ящик»: большинство конфигураций выполняли специалисты техподдержки.

Это имело и плюсы, и минусы. Но при работе с крупными заказчиками стало понятно: им важно иметь доступ к этим настройкам самостоятельно. Поэтому мы посвятили прошлый год тому, чтобы значительно расширить возможности управления защитой не только веб-ресурсов. И хотя многое уже реализовано, впереди ещё большая работа.

А если чуть глубже погрузиться в технические детали, о каких протоколах идёт речь? Это могут быть промышленные протоколы, или что-то другое?

Д. Т.: В целом, всё, что передаётся по TCP или UDP. В том числе и какие-то кастомные протоколы, которые работают поверх них — неважно. С такими историями мы тоже умеем работать.

Уточню: даже если у заказчика нет сайтов, доменов или общедоступных веб-приложений, но в сеть смотрит какая-то его внутренняя инфраструктура, что сейчас довольно часто бывает, — например, те же системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), — вы всё равно можете обеспечить их защиту? Чтобы, например, никто не смог нарушить связь между удалёнными площадками?

Д. Т.: Всё верно. На самом деле мы уже не замечаем, насколько глубоко автоматизация проникла во все сферы жизни. Есть технологические компоненты, в отношении которых компания даже не задумывается, что их нужно защищать, пока не начинаются DDoS-атаки

Все понимают, что нужно защищать веб-сайт, особенно если он приносит деньги, как в случае с e-commerce. Но внутри организации может быть множество внутренних сервисов. Если вдруг останавливается какой-то один технологический компонент, это может парализовать всю работу компании.

 

Действительно, пока работаешь без защиты, даже не задумываешься, сколько трафика идёт на сайт — и как много среди него нелегитимного, паразитного. А когда подключаешь защиту, становится видно, кто к тебе приходит, с какими целями — появляется картина происходящего.

Д. Т.: Да, именно так. Если половина трафика — мусор или боты, создающие нагрузку, можно просто отсечь этот трафик и сразу сэкономить. Так ты фактически уже окупаешь часть затрат на защиту.

У вас уже сформировался серьёзный портфель продуктов. Они как-то интегрированы между собой? Можно ли говорить о создании единой замкнутой системы, где все эти «кирпичики» работают вместе и помогают обеспечивать общую безопасность и доступность сервисов?

Д. Т.: Да, у нас все продукты интегрированы. Например, если взять Web Application Firewall — он размещён на нашей инфраструктуре и передаёт обратную связь. Благодаря этому antiDDoS модуль может блокировать атаки по всему периметру. То есть эти системы работают вместе.

Когда мы запускали CDN, тоже сделали интеграцию с нашими продуктами, и сейчас он защищён antiDDoS. Если смотреть абстрагированно, то CDN-провайдеру блокировать трафик будто бы невыгодно: идёт себе и идёт поток данных, знай выставляй счета клиентам. Но мы стараемся максимально использовать все наши продукты и подчёркивать преимущества их интеграции.

Да, тут получается настоящая синергия, особенно в случае с CDN и защитой от DDoS. Если бы заказчик покупал эти услуги у разных поставщиков, он, скорее всего, переплачивал бы — ведь тот же трафик на CDN всё равно бы проходил. А если он получает всё из одних рук, у него появляются определённые преимущества. Я правильно понимаю? Или они не так очевидны?

Д. Т.: Да, всё так, но мы не стремимся замкнуть клиентов только на себя. Мы не создаём закрытую экосистему, где все должны покупать только у нас. Конечно, это было бы неплохо, но наша цель — чтобы каждый наш сервис был лучшим в своём классе.

Например, по CDN: наши клиенты пользуются разными решениями на рынке. У нас давно сделана интеграция со всеми CDN, которые есть в России. Это простая интеграция — чтобы мы не блокировали трафик. Мы не ограничиваем выбор клиентов.

А что касается, например, Web Application Firewall? Заказчик также может выбрать отдельный продукт?

Д. Т.: С Web Application Firewall ситуация сложнее из-за облачной архитектуры, однако ничто не мешает клиенту сначала очищать трафик через нашу систему antiDDoS, а затем проксировать очищенный трафик внутрь своей инфраструктуры для обработки и анализа с помощью собственного WAF.

Есть ли сейчас какое-то специальное пакетное предложение, чтобы можно было ощутить финансовую выгоду при покупке полного набора услуг от компании Curator?

Д. Т.: На данный момент какого-то пакетного предложения у нас нет, но это интересная идея — можно подумать. В целом, чем больше сервисов клиент покупает у нас, тем охотнее мы обсуждаем скидки. 

И ещё хотел бы отметить: если мы говорим о ценах, то с момента основания компании мы их не меняли. У нас нет пункта в договоре, позволяющего индексировать цены в зависимости от инфляции. Мы также понимаем, что сейчас у заказчиков в России много расходов, связанных с импортозамещением, много усилий и финансовых затрат уходит на замену ушедших с рынка решений. Поэтому мы в какой-то степени идём навстречу клиентам и не повышаем цены.

Хотел уточнить по тем новым сервисам, которые недавно появились в вашем портфеле. Есть ли у вас данные об их популярности? И что сейчас лидирует, помимо традиционного анти-DDoS?

Д. Т.: Очевидно, что если посмотреть исторически на все наши сервисы, то antiDoS пользуется наибольшей популярностью у заказчиков. На втором месте — WAF, о котором мы уже говорили. Третье место занимает антибот — сервис, который появился после WAF. CDN — относительно новый сервис и пока уступает по количеству клиентов. Однако, учитывая динамику роста антибота, мы ожидаем аналогичного прогресса и от CDN.

В одном интервью я прочитал, что в прошлом году у вас появилось 60 новых клиентов, а всего их около 900 — если цифры верны. Это действительно так? Мне кажется, что хотя количество компаний может исчисляться миллионами, сервисами защиты пользуется всё ещё относительно небольшое число заказчиков. Так ли это? Рынок пока не стал таким массовым, как нам бы хотелось?

Д. Т.: С одной стороны, рынок действительно не массовый. С другой — всегда есть заказчики, которые пытаются самостоятельно решать эти задачи. Мы же, как сервисный поставщик, предлагаем именно сервисы, а не продукты. И там есть конкурирующая среда. Во многих интервью я говорил, что против запретов западных сервисов: я за здоровую конкуренцию. Если говорить, например, о Cloudflare, я считаю, что ему место на нашем рынке есть. Все попытки вытеснить его — плохая история. 

Часть заказчиков использует решения on-premise, но в целом рынок остаётся нишевым.

Мне кажется, нужен более простой подход. У того же Cloudflare есть сильное, недорогое и очень простое в использовании решение, которое сводится к установке нескольких галочек в личном кабинете и смене пары настроек. И всё это стоит, скажем, около 20 долларов. Тогда, мне кажется, сотни тысяч и даже миллионы компаний активнее бы подключались к защите.

Д. Т.: Наверное, да. Но вот что касается тарифа Cloudflare за 20 долларов — действительно, многие, особенно частные лица и небольшие проекты, его используют, однако, как говорится, дьявол кроется в деталях. На этом тарифе Cloudflare предоставляет только базовую функциональность. У них своя стратегия: охватить как можно большую долю рынка, предлагая бесплатные или условно бесплатные тарифы с ограниченной функциональностью, а дальше — постепенно переводить клиентов на более дорогие планы.

Обычно это выглядит так: пока ты только начинаешь бизнес, базового тарифа хватает,  но по мере роста появляются новые потребности, и ты как бы «вырастаешь из коротких штанишек». В какой-то момент оказывается, что тариф за 20 долларов уже не покрывает твои задачи.

И это ещё простая история. Бывают случаи, когда компания уже не стартап, а средний бизнес, платит, скажем, 200 долларов в месяц, не читая внимательно оферту Cloudflare. И в какой-то момент получает внезапный счёт на 10 тысяч долларов. 

Да, действительно. Когда попадаешь под серьёзную атаку, тарифы у таких провайдеров сразу меняются — и условия становятся совсем другими. Для многих это оказывается неожиданностью. Это один из тех моментов, которые важно держать в голове. 

Однако я тоже считаю, что конкуренция — это хорошо. Если бы иностранные игроки оставались на рынке, это способствовало бы не только его развитию в целом, но и росту качества всех сервисов, в том числе отечественных. Возможно, и происходило бы это быстрее.

Д. Т.: Я с вами полностью согласен.

Как у вас происходит запуск новых сервисов? Вы их как-то тестируете перед выводом на рынок? Есть, может быть, группа лояльных клиентов, которые готовы попробовать что-то новое?

Д. Т.: Всегда находятся, в хорошем смысле, технические энтузиасты — те, кто с интересом относится к новым решениям, хочет их попробовать, «пощупать». У нас действительно есть лояльные заказчики, которые готовы тестировать новые сервисы. Когда планируем запуск, мы к ним приходим, рассказываем: «У нас скоро выходит новый продукт. Интересно попробовать? Давайте посмотрим вместе, протестируем». Среди клиентов почти всегда находятся те, кто готов поэкспериментировать с новыми сервисами.

Наверное, для таких клиентов предусмотрены какие-то бонусы, скидки?

Д. Т.: Конечно. На старте проекта мы всегда предлагаем либо скидку, либо выгодные условия для входа.

Мы уже говорили о том, что рынок сильно меняется. Причём даже без учёта иностранных игроков, которые раньше занимали сильные позиции, сейчас и среди российских компаний конкуренция высокая. За счёт чего в ближайшее время будет прогрессировать конкуренция на рынке защиты веба и в сфере обеспечения доступности инфраструктуры? И за счёт каких характеристик Curator планирует конкурировать с другими компаниями в ближайшем будущем?

Д. Т.: Думаю, Америку я тут не открою. На мой взгляд, главное — это качество сервиса. Когда мы только начинали, с первыми клиентами отлично работало сарафанное радио. Люди, столкнувшиеся с DDoS-атаками, обращались к нам в любое время — и мы всегда помогали им. В этом плане у нас ничего не изменилось, несмотря на то что кто-то говорит: «Curator уже “большой”». На самом деле мы по-прежнему небольшая, мобильная, быстрая команда. 

У вас сейчас в команде около 60 человек?

Д. Т.: Да, так и есть. За счёт автоматизации в технологическом плане нам удаётся сохранять компактную команду и при этом обрабатывать большое количество запросов от клиентов. То есть первое, что действительно важно, — это качество сервиса. Думаю, с этим никто не поспорит.

Второе — это дополнительные сервисы, о которых мы уже говорили. Когда ты предоставляешь заказчику полный спектр решений, которые помогают обеспечить доступность его приложений и инфраструктуры.

И третье, на мой взгляд, не менее важное — это клиентский сервис. У нас в Curator принципиальная позиция: мы не делим клиентов по размеру. Платит ли он 20 тысяч в месяц или миллион — для нас это не имеет значения. Мы специально так сделали с самого начала. Поддержка не знает, на каком тарифе клиент. У нас вообще нет такого понятия, как «VIP-клиент». 

Это, на самом деле, очень важный момент. По собственному опыту общения с российскими ИТ-сервисами могу сказать: часто возникает ощущение (и я об этом не раз говорил в эфирах), что без подписки на премиум-поддержку вообще не стоит подключаться. Потому что если что-то случится, будешь ждать ответа на почту сутками. А ситуация может быть критическая — телефона нет, куда обращаться непонятно. Лично я бы хотел быть уверен, что если вдруг что-то пойдёт не так и с ресурсом возникнут проблемы, мне действительно помогут и решат вопрос в обозначенные сроки.

Д. Т.: Именно поэтому, отвечая на один из предыдущих вопросов, почему Curator — это не массовая история, могу сказать: мы осознанно делаем ставку на качество. В рамках нашей бизнес-модели мы просто не сможем эффективно обслуживать миллионы клиентов.

А бывает такое, что вы кому-то отказываете? Например, приходит компания и говорит: «Хотим, чтобы Curator нас защищал»; вы смотрите, обнаруживаете, что что-то не подходит по параметрам, и говорите им «нет»?

Д. Т.: Да, такие случаи действительно бывают, хотя и редко. Обычно это не про защиту веб-приложений, а про защиту инфраструктуры. Приходит заказчик, мы начинаем разбирать ситуацию и видим, что по самой архитектуре всё устроено неудачно — и по сути, такая система просто не поддаётся защите.

В большинстве случаев заказчики прислушиваются к нашим рекомендациям, и мы вместе находим решение, как улучшить ситуацию. Но если клиент говорит: «Нет, у меня всё будет вот так, менять ничего не хочу», — тогда мы честно отвечаем: «Извините, в этом случае мы помочь не сможем».

У меня осталось ещё буквально несколько вопросов — про будущее. На мой взгляд, с 2022 года российский рынок ИТ и кибербезопасности всё больше напоминает рынок продажи роадмапов. Это действительно важно: для многих заказчиков принципиально понимать, как будет развиваться компания, с которой они начинают плотное сотрудничество. Что с ней будет через пару лет? Как будут меняться сервисы? Эти вопросы я хотел бы задать и вам. Как будут развиваться сервисы Curator в ближайшее время? Что уже сейчас можно анонсировать или хотя бы намекнуть?

Д. Т.: Первое направление, о котором я уже частично говорил, — это защита инфраструктуры. Мы уже проделали большую работу: перестроили панель управления, добавили множество настроек. И будем продолжать развивать эту часть — добавлять всё больше возможностей в личный кабинет, чтобы у заказчика было больше свободы в управлении и лучшее понимание, что происходит в системе.

Второе направление — это более тесная интеграция между всеми нашими продуктами. В первую очередь, на уровне личного кабинета. Хочется, чтобы работа с системой была максимально цельной и удобной.

Третье важное направление — функциональное развитие. Одна из больших задач, которую нам давно задают заказчики, — это поддержка IPv6. Для компании, занимающейся защитой от DDoS, это непростая история. Разработку мы завершили в прошлом году, сейчас находимся на этапе деплоя, смотрим, как всё работает в реальной среде. Можно сказать, что 2025 год у нас пройдёт под флагом IPv6. Эти возможности мы будем раскатывать по сети, проводить «пилоты» вместе с заказчиками, смотреть на обратную связь.

Ну и если говорить о развитии платформы в целом, то у нас в работе несколько интеграций с технологическими партнёрами. Мы идём в сторону того, чтобы на платформе появлялось всё больше сервисов — не только собственных, но и внешних, партнёрских. Особенно там, где есть смысл встраивать их в уже существующие решения.

Поэтому в этом году точно будут анонсы — в том числе по интеграции с ведущими российскими вендорами в сфере ИБ.

Хотел уточнить по партнёрствам — вы работаете с облачными и телеком-провайдерами? Эта тема сейчас очень актуальна, возможно, кто-то уже использует ваши сервисы, но не афиширует это.

Д. Т.: Мы присутствуем практически во всех облаках, и партнёрская работа в этом направлении давно и успешно развивается. Тут у нас всё стабильно, добавить особо нечего.

А что с инфраструктурой защиты в России? Планируете ли расширять мощности, чтобы справляться с рекордными атаками?

Д. Т.: Это постоянная работа. Мы регулярно обновляем оборудование, расширяем мощности, строим новые площадки. В прошлом году запустили новую площадку в России, сейчас строим ещё одну. Кроме того, есть планы по развитию в странах ближнего зарубежья.

В завершение — можете дать совет широкой аудитории? Что делать тем, кто ещё не занимается защитой? С чего начать, чтобы не потеряться и сделать первый шаг?

Д. Т.: За последние три года ситуация кардинально изменилась — атаки коснулись практически всех. Сейчас даже компании, которые раньше не думали о защите, вкладывают в неё серьёзные усилия.

Совет простой: подумайте, что будет, если ваш ресурс перестанет работать хотя бы на час-два или на день. Исходя из этого принимайте решение, нужна ли вам защита. Раньше многие говорили: «Зачем мне защита от DDoS, это редкие случаи». Но за последние годы ситуация изменилась, и теперь защита есть практически у всех.

А можно ли заранее заключить договор, чтобы всё было готово, но пользоваться услугами только при необходимости? На наших эфирах мы не раз говорили — очень сложно тратить время на согласование договоров, оплату и прочую бюрократию, когда атака уже идёт и защита нужна уже сейчас. 

Д. Т.: На самом деле здесь две стороны — бюрократическая и техническая. С бюрократической точки зрения — мы всегда помогаем заказчикам, независимо от того, заключён у них с нами договор или нет. Это было, есть и будет — к нам можно обратиться в любой момент.

Конечно, лучше не доводить до критической ситуации и готовиться заранее. Когда что-то не работает и возникает проблема, важно понимать, что помощь не будет мгновенной. Особенно если речь не только о защите веб-ресурсов, но и о защите инфраструктуры — здесь подготовка особенно важна.

Технически тоже есть нюансы. Можно иметь контракт с любым поставщиком — не обязательно с Curator — и переводить трафик на защиту только во время атаки. Но при этом нужно понимать риски: настройки меняются, появляются новые сервисы, и в такой момент всё может работать не идеально. Поэтому нужно быть готовым к тому, что переключение на защиту происходит не мгновенно. Для этого важно регулярно проводить учения, чтобы периодически переключать трафик на защиту провайдера и убеждаться, что всё работает корректно. У нас примерно 99,5% клиентов всегда находятся под нашей защитой — они её не отключают. Однако есть и такие, кто по разным причинам подключается только во время атаки. И они прекрасно понимают, что в такой момент будут испытывать проблемы, потому что процесс переключения на нашу защиту занимает время.

Спасибо большое, Дмитрий! Всего вам самого безопасного!