Только от отмены рейсов Аэрофлот потерял 250 млн рублей за сутки

Только от отмены рейсов Аэрофлот потерял 250 млн рублей за сутки

Только от отмены рейсов Аэрофлот потерял 250 млн рублей за сутки

В результате масштабной кибератаки, произошедшей 28 июля, «Аэрофлот» мог потерять не менее 250 млн рублей только из-за отмены рейсов. Эта сумма отражает лишь прямые убытки авиакомпании за один день и не учитывает потенциальные затраты на восстановление ИТ-инфраструктуры.

Официальное сообщение о сбое в работе ИТ-систем «Аэрофлота» появилось утром 28 июля.

Спустя 40 минут ответственность за атаку взяла на себя хактивистская группировка Silent Crow. По её заявлениям, участники уничтожили содержимое 7 тыс. физических и виртуальных серверов.

Несколько часов спустя факт кибератаки подтвердила Генеральная прокуратура. Было возбуждено уголовное дело по ч. 4 статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации с тяжкими последствиями либо с угрозой их наступления).

В течение 28 июля были отменены 54 парных рейса. По оценке экспертов, опрошенных РБК, прямой ущерб от отмены рейсов составил не менее 260 млн рублей, не считая расходов на восстановление повреждённой инфраструктуры. Генеральный директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий оценил потери вдвое выше.

По словам Ланецкого, потенциальный доступ злоумышленников к базе поставщиков «Аэрофлота» представляет большую угрозу, чем возможная утечка персональных данных пассажиров. Это может потребовать перестройки всей логистической цепочки авиакомпании.

При этом, по словам эксперта, система бронирования продолжает функционировать, что свидетельствует о том, что злоумышленникам не удалось нарушить её работоспособность.

Партнёр практики «Цифровая трансформация» компании Strategy Partners Сергей Кудряшов назвал основным источником убытков авиакомпании простой в работе. Вторым по значимости фактором он считает восстановление данных, в том числе с бумажных носителей. Третьим — возможные штрафы и компенсации.

Как отметил вице-президент Альянса туристических агентств (АТА) Алексан Мкртчян, при определении компенсаций многое будет зависеть от юридической квалификации инцидента. По его мнению, «Аэрофлот» и страховщики будут настаивать на признании произошедшего форс-мажором. В то же время пассажиры и их адвокаты могут утверждать, что причиной стали недостаточные меры по защите ИТ-систем, а значит, вина лежит на перевозчике.

Руководитель практики частных клиентов юридической компании «Митра» Алина Лактионова пояснила «Известиям», что технический сбой в работе ИТ-систем, как правило, не признаётся форс-мажором. Однако она воздержалась от прогнозов по конкретной ситуации, отметив, что речь идёт о хакерской атаке высокого уровня, последствия которой было невозможно предвидеть.

Менеджер проектов MD Audit (входит в ГК Softline) Кирилл Левкин не исключает, что злоумышленники могли находиться в инфраструктуре авиакомпании длительное время. По его словам, это возможно при сочетании целевого фишинга, эксплуатации уязвимостей и применении скрытых средств удалённого доступа. Однако полное уничтожение инфраструктуры эксперт считает маловероятным.

По оценке Левкина, наибольшее время при восстановлении займёт проверка резервных копий на наличие закладок. Этот процесс, по его словам, может занять несколько недель.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Атаки на цепочки поставок компаний выросли на 110% за восемь месяцев

Число атак на цепочки поставок за последние восемь месяцев выросло на 110% по сравнению с прошлым годом. Сегодня на такие инциденты приходится уже около 30% всех кибератак, подсчитали специалисты «Информзащиты». Эксперты объясняют рост тем, что бизнес всё активнее цифровизуется, использует открытый код и новые BB-инструменты.

При этом экосистемы поставок становятся всё сложнее, а это значит больше подрядчиков, сервисов и каналов, через которые можно проникнуть в инфраструктуру. Взломав одного поставщика, злоумышленники получают доступ сразу к множеству крупных клиентов.

Чаще всего подобные атаки фиксируются в промышленности (41%), ретейле (32%), энергетике (15%) и высокотехнологичных компаниях (12%). Здесь подрядчики и поставщики нередко имеют прямой доступ к критически важным системам, что делает их удобной целью.

Дополнительный фактор риска — использование open-source модулей, которые входят почти в любое современное ПО. Эксперты отмечают, что до 90% приложений так или иначе зависят от открытых библиотек, а быстрые темпы разработки с помощью AI повышают шанс повторного применения небезопасного кода.

Кроме того, киберпреступники становятся всё профессиональнее: активно применяют эксплойты нулевого дня и ищут уязвимости во VPN и периферийных устройствах.

По мнению специалистов, обычные проверки подрядчиков уже не спасают. Для снижения рисков рекомендуют вести подробный учёт всех компонентов ПО (SBOM), требовать от поставщиков прозрачности и чётких сроков устранения уязвимостей, использовать Zero Trust и микросегментацию в сетях, а также применять автоматизированные инструменты для поиска и исправления проблем.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru