Веб-шеллы в зоне .by: всплеск продаж на даркнете в 2025 году

Веб-шеллы в зоне .by: всплеск продаж на даркнете в 2025 году

Веб-шеллы в зоне .by: всплеск продаж на даркнете в 2025 году

С начала 2025 года специалисты из департамента Threat Intelligence компании F6 заметили любопытную и тревожную тенденцию: количество веб-шеллов, выставленных на продажу после загрузки на сайты в доменной зоне .by, выросло более чем в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Об этом рассказал аналитик F6 Владислав Куган, изучавший активность на теневом рынке за первый квартал года.

Что такое веб-шелл и почему он опасен?

Веб-шелл — это такой вредоносный скрипт, который даёт злоумышленникам удалённый доступ к серверу через обычный веб-интерфейс. Загрузить его можно, например, через уязвимость в форме загрузки файлов на сайте. Написан он может быть на PHP, ASP, Python или Perl — и позволяет делать практически всё: выполнять команды, менять файлы, устанавливать другую вредоносную программу и использовать сервер для последующих атак.

Почему именно .by?

Резкий рост числа веб-шеллов в зоне .by (национальный домен Белоруссии) может говорить о том, что киберпреступники стали активнее искать слабые места именно у сайтов из этого региона. Вероятно, уровень защиты у многих из них оставляет желать лучшего, а значит — это лёгкая мишень.

Интересно, что взломанными оказались сайты самых разных организаций: от ИТ-компаний и онлайн-сервисов до клиник, строительных фирм, сельхозпредприятий, учебных заведений, СМИ, магазинов и сервисных компаний.

Что изменилось по сравнению с 2024 годом?

Если в первом квартале 2024 года атаки в основном касались ИТ, строительства, торговли и промышленности, то в 2025-м киберпреступники явно расширили круг интересов. Причём серьёзно:

  • Доля ИТ-сектора снизилась с 37% до 24%. Вероятно, компании из этой сферы стали лучше защищаться.
  • На первое место по числу атак всё равно остаются ИТ и интернет-услуги, так как их инфраструктура может быть полезной для последующих атак — например, на цепочки поставок.
  • Резко выросло количество атак в медицине и ветеринарии — теперь они составляют 18% от общего числа.
  • Торговля и e-commerce — 15%, строительство и ремонт — 12%.
  • Сельское хозяйство — 9%, образование и СМИ — по 3%.

Похоже, злоумышленники всё чаще обращают внимание на сферы, где уровень киберзащиты традиционно ниже.

Какой интерес к веб-шеллам на чёрном рынке?

На форумах и маркетплейсах даркнета веб-шеллы продаются по разным ценам — от пары долларов до нескольких тысяч. Всё зависит от того, насколько глубокий доступ даёт скрипт, насколько он незаметен, какие у него возможности и какую ценную информацию можно найти на взломанном сервере.

Особую ценность имеют доступы с банковскими реквизитами, учётными записями с балансами, персональными данными клиентов, корпоративными файлами и, конечно, административными панелями крупных сервисов. Если можно ещё и зашифровать данные на сервере и требовать выкуп — цена возрастает.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Лишь 3% россиян больше не реагируют на утечки персональных данных

Центр компетенций защиты данных «Гарда» (входит в ИКС Холдинг) изучил, как меняется отношение россиян к утечкам персональных данных. К 2025 году почти никто уже не остаётся равнодушным — доля тех, кто никак не реагирует на компрометацию своих данных, сократилась с 51% до всего 3%.

Исследование показало, что половина россиян никогда не проверяли, попадали ли их данные в сеть, хотя две трети тех, кто это делал, нашли свои персональные данные в открытом доступе.

При этом 55% респондентов считают утечки серьёзной проблемой, а ещё 19% — критической. Только 4% считают её незначительной.

Россияне стали активнее действовать при утечках: 32% меняют или перестают использовать скомпрометированные данные, 26% отказываются от услуг компании, допустившей утечку, 17% обращаются в правоохранительные органы, и столько же — отзывают согласие на обработку данных.

В то же время растёт ощущение бессилия — 49% опрошенных считают, что не могут повлиять на ситуацию. Особенно пессимистичны респонденты среднего возраста: среди людей 51–60 лет так считают 59%. Молодёжь и старшее поколение, наоборот, проявляют больше уверенности и активности.

Утечки персональных данных чаще всего приводят к звонкам мошенников — с этим столкнулись 81% участников опроса. 39% сообщили о взломах аккаунтов в соцсетях, 6% понесли финансовые потери, а 5% столкнулись со взломами банковских приложений.

При этом 60% россиян перед передачей своих данных не проверяют репутацию компании. Среди молодёжи до 20 лет почти все интересуются, насколько надёжен сервис, а вот среди пенсионеров — только 14%. Люди с высоким доходом тоже осторожнее: среди зарабатывающих свыше 500 тысяч рублей проверяют компании две трети респондентов.

После утечки данных 51% россиян заявляют, что больше не будут пользоваться услугами компании, допустившей инцидент. Ещё треть решают в зависимости от обстоятельств. Люди среднего возраста чаще полностью отказываются от услуг, а молодёжь предпочитает оставить негативный отзыв или перейти к конкурентам.

Эксперты напоминают: даже если компании и государство предпринимают меры по защите данных, многое зависит от самих пользователей. Чтобы снизить риски, стоит не делиться лишней информацией, пользоваться только проверенными сервисами, регулярно менять пароли, включать двухфакторную аутентификацию и проверять, не появились ли ваши данные в открытом доступе.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru