80 000 руб. в среднем: дети помогают мошенникам красть деньги родителей

80 000 руб. в среднем: дети помогают мошенникам красть деньги родителей

80 000 руб. в среднем: дети помогают мошенникам красть деньги родителей

В феврале 2025 года специалисты зафиксировали около 600 случаев телефонного мошенничества, в которых злоумышленники использовали детей для получения доступа к банковским счетам их родителей.

Как отметили в компании F6, это в пять раз больше, чем в декабре 2024 года, и число таких инцидентов продолжает расти. Средняя сумма ущерба от подобных преступлений составляет 80 тысяч рублей.

Мошенники устанавливают контакт с детьми через игровые чаты, чаще всего на платформах Minecraft и Roblox. Вначале преступники предлагают виртуальную валюту или внутриигровые покупки, но затем переходят к более сложным методам воздействия.

В ход идут:

  • Запугивание и шантаж — злоумышленники могут утверждать, что родителям грозит уголовное преследование, и уговорить ребёнка выполнить «спасительные» инструкции.
  • Притворство — мошенники звонят от имени службы доставки, банка или правоохранительных органов, убеждая ребёнка передать данные для входа в личный кабинет.
  • Запрет на разговоры с родителями — преступники требуют от детей никому не рассказывать о переписке и инструкциях.

Чаще всего финальный этап атаки происходит ночью, когда родители спят. Злоумышленники просят ребёнка:

  • Приложить палец спящего родителя к экрану смартфона, чтобы разблокировать устройство и войти в банковское приложение.
  • Подсмотреть и запомнить пароль, а затем самостоятельно войти в личный кабинет и перевести деньги.
  • Переслать код из СМС, сфотографировать экран или удалить сообщения о списаниях.

По словам Александры Радченко, руководителя аналитического отдела по противодействию финансовому мошенничеству в F6, дети особенно подвержены таким атакам:

«Из-за нехватки жизненного опыта они легче поддаются манипуляциям и не всегда понимают последствия своих действий. Если ребёнок расскажет мошенникам о себе, это может привести к целевой атаке на его родителей».

Традиционные методы защиты, такие как двухфакторная аутентификация или антивирусные продукты, в данном случае бессильны — ведь деньги переводит сам владелец счёта, просто по указке злоумышленников.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Около 40% ИТ-преступлений В России совершаются по телефону

По оценке МВД РФ, в настоящее время примерно 40% ИТ-преступлений в стране совершаются с использованием телефонной связи. В 80% случаев целью является кража денег, которые мошенники зачастую предлагают перевести на «безопасный» счет.

Эту цифру озвучил в ходе круглого стола «Известий» на тему защиты от кибермошенничества замначальника отдела по противодействию ИТ-преступлениям УБК МВД Денис Костин.

Как оказалось, в мошеннических кол-центрах существуют даже свои надзиратели, которые могут оштрафовать рядового сотрудника за малейшую провинность.

«Это всё делается в профессиональных кол-центрах с распределением ролей, — рассказывает Костин. — Если раньше, когда мошенник звонил, можно было посмеяться и задать ему вопрос: “Чей Крым?”, и он там отвечал матом и бросал трубку, то сейчас им это делать запрещено».

Операторам, в основном молодым людям, также запрещено сознаваться в попытке обмана, пока собеседник на связи. За их работой следят «менеджеры»; если подопечный сделал что-то не по протоколу, ему грозит штраф.

Большинство мошеннических звонков поступает с Украины, где развернуто более 200 кол-центров. Самые отчаянные злоумышленники, пренебрегая риском, базируются на территории России.

Возрастной состав жертв обмана, со слов Костина, тоже изменился. Если ранее в сети мошенников попадали в основном пенсионеры, то теперь в группу риска входит также молодежь.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru