Компании стали в 3,5 раза чаще получать письма с вредоносами

Компании стали в 3,5 раза чаще получать письма с вредоносами

Компании стали в 3,5 раза чаще получать письма с вредоносами

Специалисты выяснили, что в 2024 году доля писем с вредоносными программами в корпоративном почтовом трафике выросла на 250%. Кроме того, сотрудникам стали приходить на 25% больше сообщений с фишинговыми ссылками.

В первую очередь с этим столкнулись организации из сфер промышленности, строительства и недвижимости, транспорта и логистики, а также профессиональных услуг.

По данным сервиса BI.ZONE CESP, корпоративная электронная почта остается одним из ключевых каналов атак на бизнес.

Самые опасные типы вредоносных писем — это вложения со зловредами, ссылки на фишинговые ресурсы и спуфинговые сообщения (подделка адреса отправителя). По оценке экспертов, в 2024 году одно из таких писем встречалось в среднем в каждом 77-м сообщении, а в отдельных отраслях — значительно чаще.

Так, в промышленности одно из 16 писем содержало зловред, фишинговую ссылку или было отправлено с подмененного адреса. В медицинской сфере этот показатель составил 1 из 36, в телекоммуникациях — 1 из 48. В других отраслях, например в ИТ и финансах, частота таких писем была ниже — 6-7 случаев на тысячу.

За год количество писем с вредоносными вложениями выросло почти в 3,5 раза. Причем этот тренд сохраняется уже несколько лет: в 2023 году их объем увеличился более чем вдвое по сравнению с 2022-м.

Среди 1000 сотрудников, активно использующих почту, ежедневно хотя бы один человек получает письмо с шифровальщиком, стилером или другим вредоносом во вложении (0,12% трафика). В промышленности этот показатель достигает 0,25%.

Количество писем с фишинговыми ссылками также продолжает расти — за год их доля увеличилась на 25% и теперь составляет 1% от общего почтового трафика (1 письмо из 100). В промышленности этот показатель достигает 4%, а в сферах строительства, недвижимости, транспорта и логистики, а также профессиональных услуг — 3%. Даже в отраслях, где традиционно выше доля автоматических рассылок, количество фишинговых писем растет. Например, в ретейле и электронной коммерции фишинговые ссылки встречаются в 0,07% писем, тогда как в 2023 году этот показатель составлял всего 0,02%.

В то же время доля спуфинговых писем снизилась на 42%: если в 2023 году попытки подделки адреса отправителя фиксировались в каждом 200-м письме, то теперь — в каждом 350-м. Это подтверждает тенденцию к снижению подобных атак.

Однако злоумышленники адаптируются: вместо подделки адресов они все чаще захватывают легитимные почтовые аккаунты и атакуют от их имени. Рост числа писем с фишинговыми ссылками напрямую связан с этим трендом — большинство из них ведет на поддельные страницы входа в веб-версии корпоративной почты. Если пользователь введет логин и пароль, злоумышленники получат доступ к его аккаунту.

Наибольшая активность атак с фишинговыми ссылками и подделкой адреса наблюдалась в четвертом квартале 2023 года, особенно в ноябре. Это период высокой деловой активности, когда сотрудники могут быть менее внимательны из-за стресса и спешки. Кроме того, злоумышленники маскируют атаки под акции и распродажи, такие как «Черная пятница».

Летом, в июле-августе, отмечался рост спуфинговых атак, что может быть связано со снижением бдительности в период отпусков или попытками имитировать запросы от отсутствующих сотрудников. Пик вредоносных вложений пришелся на апрель, когда BI.ZONE CESP зафиксировал волну массовых атак на российские компании.

«Фишинговые ссылки, вредоносные вложения и подделка адреса отправителя — самые серьезные угрозы, но не единственные. Значительный объем нежелательной почты составляет спам, а также бот-атаки, способные перегружать серверы и снижать их производительность вплоть до отказа в приеме сообщений. В 2024 году число таких писем снова превысило объем легитимного трафика. Именно поэтому компаниям важно выстраивать многоуровневую защиту почтовых каналов, чтобы эффективно блокировать как таргетированные, так и массовые атаки», — объяснил Дмитрий Царев, руководитель управления облачных решений кибербезопасности BI.ZONE.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru