Заброшенное оборудование стало точкой входа для хакеров

Заброшенное оборудование стало точкой входа для хакеров

Заброшенное оборудование стало точкой входа для хакеров

Более чем в половине инцидентов, связанных с проникновением в ИТ-инфраструктуру, злоумышленники использовали «заброшенное» сетевое оборудование.

Как показала статистика, собранная департаментом управления поверхностью атаки (ASM) компании F.A.C.C.T. за 2023 год, в 55% инцидентов именно забытая и заброшенное сетевое оборудование становилось точкой входа для киберпреступников.

Технический руководитель этой структуры Николай Степанов в комментарии для «Известий» назвал эту тенденцию общей как для мира в целом, так и для России.

Заброшенное оборудование имеет доступ к инфраструктуре, но при этом находится вне зоны действия систем мониторинга. Прошивки и ПО также не обновляются, в итоге данные устройства оказываются легко уязвимы для атак.

При получении доступа к нему хакеры смогут оценить структуру сети и планировать продолжение атаки, при этом оставаясь невидимыми. В ряде случаев на таких устройствах могут храниться логины и пароли. Да и обычная конфигурационная информация может быть полезна для злоумышленников как источник информации о структуре сети.

Дальше за проникновением следует атака. Ее целью может быть кража данных, заражение вымогательскими программами или вайперами.

При этом, как отмечает Николай Степанов, сетевой периметр компании постоянно обрастает разными активами, за которыми перегруженный ИТ-персонал теряет контроль из-за того, что аудиты активов или не производятся, или происходят редко.

В результате оказывается, что сегмент, ставший «точкой входа» для хакеров, был запущен несколько лет назад сотрудником, который уже давно не работает в компании, под какую-то задачу, после решения которой о нем забыли и не вспоминали до самого инцидента.

Для предотвращения такого эксперты, опрошенные «Известиями», рекомендуют проводить регулярную инвентаризацию активов. Должен быть порядок вывода из эксплуатации неиспользуемых устройств, который надо неукоснительно соблюдать.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru