Три четверти российских ИТ-систем иностранного происхождения

Три четверти российских ИТ-систем иностранного происхождения

Три четверти российских ИТ-систем иностранного происхождения

Объемы инвестиций в отечественное ПО, по оценке, которую озвучил премьер-министр Михаил Мишустин, за 4 года достигли 4 трлн рублей. Но 75% ИТ-решений в российских компаниях по-прежнему остаются зарубежными, только вместо американских и европейских разработчиков рынок заняли китайские.

Руководитель отдела консалтинга и аудита Angara Security Александр Хонин связал текущую ситуацию с целым комплексом факторов.

Прежде всего, это технологическое отставание, которое возникло за длительный период использования зарубежных решений. Причем это касается не только ИТ, но и ИБ.

Не менее значимым стала сложность создания аналогов зрелым и функциональным зарубежным продуктам в короткие сроки. При этом российским специалистам не хватает широкой экосистемы партнеров и вендоров, что замедляет процесс разработки и внедрения новых решений.

И, наконец, фактор инерции: бизнес привык к зарубежным решениям и не всегда готов переходить на отечественные продукты.

В результате, по мнению Александра Хонина, российский бизнес на данном этапе предпочитает китайские продукты, которые предлагаются в достаточном количестве и по приемлемым ценам.

Китайские компании быстро адаптируются к постоянно меняющемуся рынку и предлагают актуальные решения. Также они не ограничены санкциями.

«Однако такая зависимость от иностранного ПО создаёт серьезные риски, —предупреждает Александр Хонин. — Это открывает двери для кибератак из-за наличия уязвимостей, ограничивает технологический суверенитет, ограничивая развитие российских технологий и может привести к экономическим потерям в случае новых санкций».

Полное импортозамещение, как считает Александр Хонин, возможно, но требует времени и значительных инвестиций. Важным шагом на пути к технологической независимости станет создание благоприятных условий для отечественных разработчиков, финансирование научных исследований и развитие сотрудничества между бизнесом и наукой.

«Кибербезопасность — это приоритетная задача. Переход на отечественные решения поможет снизить риски зависимости от зарубежных технологий и обеспечит защиту нашей информационной инфраструктуры», — заключил Хонин.

Полное импортозамещение возможно, но это длительный процесс, требующий значительных инвестиций и государственной поддержки. Необходимо создать благоприятные условия для развития отечественных разработчиков, финансировать научные исследования, готовить высококвалифицированных специалистов и развивать сотрудничество между бизнесом и наукой.

Бывшему сотруднику Google грозит 15 лет за кражу секретов ИИ-разработок

Большое жюри суда Северной Каролины утвердило обвинительное заключение по делу 38-летнего Линь-Вэй Дина (Linwei Ding), открытому в связи с кражей у Google более 2000 документов, связанных с разработками в сфере ИИ.

По версии следствия, Дин, проработавший в Google программистом с 2019 года до конца 2023-го, решил создать свой стартап в КНР и даже встречался с потенциальными инвесторами, попросив сослуживца прикрыть свое отсутствие в офисе.

Чтобы не начинать с чистого листа, предприимчивый инженер стал выкачивать данные из сети работодателя — о суперкомпьютерном ЦОД, специально построенном для ИИ, о софте для его управления, ИИ-моделях, приложениях, кастомных чипах.

Исходники он скачивал в Apple Notes на рабочем MacBook, а затем конвертировал их в PDF и под своим Google-аккаунтом выгружал в облако, чтобы замести следы. За две недели до увольнения Дин скачал все украденные секреты на свой персональный компьютер.

Когда пропажу обнаружили, техногигант обратился в суд. Арест подозреваемого в связи с выдвинутыми обвинениями состоялся в марте 2024 года.

Позднее выяснилось, что тот также подал заявку на участие в программе правительства КНР, призванной обеспечить приток в страну специалистов по исследованиям и разработке. Этот факт позволял трактовать кражу секретов Google как промышленный шпионаж в пользу иностранного государства.

В США Дину инкриминируют семь эпизодов хищения коммерческой тайны и семь эпизодов экономического шпионажа. По первой статье ему грозит до 10 лет лишения свободы, по второй — до 15 лет.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru