Windows-троян Grandoreiro вернулся с прицелом на 1500 банков в 60 странах

Windows-троян Grandoreiro вернулся с прицелом на 1500 банков в 60 странах

Windows-троян Grandoreiro вернулся с прицелом на 1500 банков в 60 странах

Через два месяца после разгромной акции правоохраны операторы трояна Grandoreiro возобновили атаки. Новый список целей зловреда включает приложения более 1500 банков, работающих в 60 странах.

Банковский троян Grandoreiro вначале распространялся только на территории Латинской Америки, затем объявился также в Португалии и Испании. Дальнейшее расширение географии, по всей видимости, вызвано попыткой бразильских властей ликвидировать инфраструктуру Windows-вредоноса в минувшем январе.

В IBM X-Force проанализировали обнаруженные в марте образцы агрессивного банкера и обнаружили, что вредоноса значительно усовершенствовали. Вирусописатели усложнили расшифровку строк кода, переработали DGA-генератор доменов, используемый для связи с C2 (он теперь выдает больше десятка вариантов в сутки), и добавили возможность дальнейшего распространения инфекции через Microsoft Outlook.

 

Атаки, как и прежде, начинаются с поддельного письма с вредоносной ссылкой. Сообщения написаны от имени местного госоргана (чаще всего налоговой службы), загружаемый по URL файл замаскирован под инвойс или другой неоплаченный счет.

Доставка целевого зловреда при этом осуществляется в несколько этапов. После клика по ссылке отрабатывает редирект на изображение с PDF-иконкой, затем на машину загружается ZIP весом более 100 Мбайт с кастомным лоадером Grandoreiro (размер архивного файла умышленно раздут в попытке обхода антивирусов).

Загрузчик при запуске проверяет окружение на наличие песочниц, собирает информацию о зараженном хосте, отправляет ее на C2-сервер и ждет дальнейших инструкций. Если жертва находится в России, Чехии, Польше или использует Windows 7 на территории США, дальнейшее выполнение программы прекращается; в противном случае на машину загружается целевой банкер.

Список команд, поддерживаемых Grandoreiro, разнообразен. Вредонос умеет открывать удаленный доступ к системе, выполнять операции с файлами, включать особые режимы. В частности, ему придан новый модуль для сбора данных из Outlook и рассылки вредоносного спама с аккаунта жертвы.

Взаимодействие с локальным клиентом Microsoft Outlook осуществляется с использованием Outlook Security Manager — софта для создания дополнений. Такой трюк позволяет обмануть охранника Outlook Object Model Guard, выводящего предупреждения при попытках доступа к защищенным объектам.

Новый модуль, видимо, часто пускается в ход: эксперты фиксируют большие объемы почтового спама, генерируемого Grandoreiro.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Лишь 3% россиян больше не реагируют на утечки персональных данных

Центр компетенций защиты данных «Гарда» (входит в ИКС Холдинг) изучил, как меняется отношение россиян к утечкам персональных данных. К 2025 году почти никто уже не остаётся равнодушным — доля тех, кто никак не реагирует на компрометацию своих данных, сократилась с 51% до всего 3%.

Исследование показало, что половина россиян никогда не проверяли, попадали ли их данные в сеть, хотя две трети тех, кто это делал, нашли свои персональные данные в открытом доступе.

При этом 55% респондентов считают утечки серьёзной проблемой, а ещё 19% — критической. Только 4% считают её незначительной.

Россияне стали активнее действовать при утечках: 32% меняют или перестают использовать скомпрометированные данные, 26% отказываются от услуг компании, допустившей утечку, 17% обращаются в правоохранительные органы, и столько же — отзывают согласие на обработку данных.

В то же время растёт ощущение бессилия — 49% опрошенных считают, что не могут повлиять на ситуацию. Особенно пессимистичны респонденты среднего возраста: среди людей 51–60 лет так считают 59%. Молодёжь и старшее поколение, наоборот, проявляют больше уверенности и активности.

Утечки персональных данных чаще всего приводят к звонкам мошенников — с этим столкнулись 81% участников опроса. 39% сообщили о взломах аккаунтов в соцсетях, 6% понесли финансовые потери, а 5% столкнулись со взломами банковских приложений.

При этом 60% россиян перед передачей своих данных не проверяют репутацию компании. Среди молодёжи до 20 лет почти все интересуются, насколько надёжен сервис, а вот среди пенсионеров — только 14%. Люди с высоким доходом тоже осторожнее: среди зарабатывающих свыше 500 тысяч рублей проверяют компании две трети респондентов.

После утечки данных 51% россиян заявляют, что больше не будут пользоваться услугами компании, допустившей инцидент. Ещё треть решают в зависимости от обстоятельств. Люди среднего возраста чаще полностью отказываются от услуг, а молодёжь предпочитает оставить негативный отзыв или перейти к конкурентам.

Эксперты напоминают: даже если компании и государство предпринимают меры по защите данных, многое зависит от самих пользователей. Чтобы снизить риски, стоит не делиться лишней информацией, пользоваться только проверенными сервисами, регулярно менять пароли, включать двухфакторную аутентификацию и проверять, не появились ли ваши данные в открытом доступе.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru