Windows-троян Grandoreiro вернулся с прицелом на 1500 банков в 60 странах

Windows-троян Grandoreiro вернулся с прицелом на 1500 банков в 60 странах

Windows-троян Grandoreiro вернулся с прицелом на 1500 банков в 60 странах

Через два месяца после разгромной акции правоохраны операторы трояна Grandoreiro возобновили атаки. Новый список целей зловреда включает приложения более 1500 банков, работающих в 60 странах.

Банковский троян Grandoreiro вначале распространялся только на территории Латинской Америки, затем объявился также в Португалии и Испании. Дальнейшее расширение географии, по всей видимости, вызвано попыткой бразильских властей ликвидировать инфраструктуру Windows-вредоноса в минувшем январе.

В IBM X-Force проанализировали обнаруженные в марте образцы агрессивного банкера и обнаружили, что вредоноса значительно усовершенствовали. Вирусописатели усложнили расшифровку строк кода, переработали DGA-генератор доменов, используемый для связи с C2 (он теперь выдает больше десятка вариантов в сутки), и добавили возможность дальнейшего распространения инфекции через Microsoft Outlook.

 

Атаки, как и прежде, начинаются с поддельного письма с вредоносной ссылкой. Сообщения написаны от имени местного госоргана (чаще всего налоговой службы), загружаемый по URL файл замаскирован под инвойс или другой неоплаченный счет.

Доставка целевого зловреда при этом осуществляется в несколько этапов. После клика по ссылке отрабатывает редирект на изображение с PDF-иконкой, затем на машину загружается ZIP весом более 100 Мбайт с кастомным лоадером Grandoreiro (размер архивного файла умышленно раздут в попытке обхода антивирусов).

Загрузчик при запуске проверяет окружение на наличие песочниц, собирает информацию о зараженном хосте, отправляет ее на C2-сервер и ждет дальнейших инструкций. Если жертва находится в России, Чехии, Польше или использует Windows 7 на территории США, дальнейшее выполнение программы прекращается; в противном случае на машину загружается целевой банкер.

Список команд, поддерживаемых Grandoreiro, разнообразен. Вредонос умеет открывать удаленный доступ к системе, выполнять операции с файлами, включать особые режимы. В частности, ему придан новый модуль для сбора данных из Outlook и рассылки вредоносного спама с аккаунта жертвы.

Взаимодействие с локальным клиентом Microsoft Outlook осуществляется с использованием Outlook Security Manager — софта для создания дополнений. Такой трюк позволяет обмануть охранника Outlook Object Model Guard, выводящего предупреждения при попытках доступа к защищенным объектам.

Новый модуль, видимо, часто пускается в ход: эксперты фиксируют большие объемы почтового спама, генерируемого Grandoreiro.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru