Автор 2500 атак с применением шифровальщика REvil присел в США на 13 лет

Автор 2500 атак с применением шифровальщика REvil присел в США на 13 лет

Автор 2500 атак с применением шифровальщика REvil присел в США на 13 лет

Два дня назад в Техасе огласили приговор по делу о вымогательстве с помощью шифровальщика REvil. Решением суда 24-летний украинец Ярослав Васинский проведет за решеткой 13 лет и 7 месяцев, а также перечислит в казну свыше $16 млн в возмещение ущерба.

Согласно свидетельским показаниям, уроженец Украины, взяв в аренду REvil/Sodinokibi, провел более 2500 атак в разных странах. Общая сумма выкупа, который он требовал за дешифратор, превысила $700 миллионов.

Плату злоумышленник взимал в цифровой валюте и публиковал данные жертв, когда те отказывались выкупать заветный ключ. Он также использовал специализированные криптосервисы (миксеры), чтобы скрыть источник доходов.

В США Васинскому инкриминировали преступный сговор, мошенничество, нанесение вреда чужим компьютерам и отмывание денег. Задержали его в Польше, затем по договору об экстрадиции переправили за океан; свою вину украинец признал по всем вмененным эпизодам.

По данному делу проходит еще один фигурант — Евгений Полянин из России; найти его пока не удалось. В расследовании и оперативно-разыскных мероприятиях помимо американской стороны принимали участие Европол, Евроюст, правоохранители семи европейских стран, Канады, Австралии и Украины. Экспертную поддержку блюстителям правопорядка оказали Microsoft, Bitdefender и McAfee.

Напомним, в России тоже открыто и рассматривается дело о REvil (в рамках ч. 2 ст. 187 и ч. 2 ст. 273 УК РФ). Ответчиками числятся восемь человек — предположительно участники и главарь ОПГ. Поскольку сотрудничество ФСБ с американскими коллегами приостановилось, весомые свидетельства преступной деятельности получить не удалось.

Треть звонков от организаций не маркируется

Около трети звонков от организаций по-прежнему не маркируются, несмотря на то что соответствующее требование действует с 1 сентября 2025 года. Эксперты связывают это с игнорированием нормы со стороны небольших операторов связи, нерешёнными вопросами оплаты и фактическим отсутствием ответственности за её несоблюдение.

Как пишут «Известия», до трети звонков от компаний остаются анонимными.

По данным источников издания, такие вызовы чаще всего проходят через фиксированные сети небольших операторов, которых в России насчитывается около тысячи. В целом же, отмечают собеседники «Известий», в маркировке звонков не заинтересованы ни сами операторы, ни их корпоративные клиенты. Особенно это касается банков и микрофинансовых организаций.

Как сообщил РБК со ссылкой на источники, с 27 января вся «большая четвёрка» мобильных операторов перестала маркировать звонки от крупнейших банков, включая Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк. Причиной, по данным источников на финансовом рынке, стало отсутствие договоров между банками и операторами связи.

«По нашим данным, примерно одна треть от общего количества звонков, поступающих нашим клиентам ежемесячно, не маркируется, — сообщили “Известиям” в “Вымпелкоме” (Билайн). — При этом доля таких вызовов может меняться от месяца к месяцу. Как правило, речь идёт о звонках от компаний финансового сектора и небольших операторов связи».

Официальный представитель Т2 Дарья Колесникова оценила долю немаркированных звонков в 35–40%. По её словам, корпоративные заказчики, особенно из финансового сектора, сферы недвижимости и числа небольших операторов, зачастую не заинтересованы в подключении услуги из-за нежелания оплачивать маркировку.

Источники «Известий» также указывают, что такую позицию усиливает отсутствие прямой ответственности за саботаж маркировки. На эту проблему обращали внимание ещё в феврале 2020 года, когда инициатива только обсуждалась. Тогда Минцифры обещало проработать механизм ответственности, однако соответствующие изменения так и не были реализованы.

Партнёр ComNews Research Леонид Коник напомнил, что в правительственном постановлении, регулирующем маркировку звонков от организаций, прямо не прописан характер договоров между операторами и коммерческими заказчиками — в том числе, должны ли они быть возмездными. По его оценке, сама операция обходится оператору в среднем в 30 копеек за звонок, вне зависимости от того, состоялось соединение или нет. Малые операторы и бизнес-клиенты компенсировать эти расходы, как правило, не готовы.

«Многие компании и индивидуальные предприниматели не заключили со своими операторами договоры на маркировку. Причём зачастую речь идёт вовсе не о мелком бизнесе», — констатирует Леонид Коник.

«Поскольку наибольшую долю среди немаркированных звонков составляют кредитно-финансовые организации, мы ожидаем от Банка России указаний о необходимости обязательной идентификации таких вызовов, — заявила Дарья Колесникова. — Это критически важно, поскольку маркировка не только снижает раздражение абонентов от нежелательных звонков, но и помогает бороться с телефонным мошенничеством».

«В Кодексе об административных правонарушениях необходимо закрепить конкретные меры ответственности за звонки без маркировки. Кроме того, должны быть разработаны документы, чётко регламентирующие оплату этой услуги», — считает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.

По мнению Дениса Кускова, маркировка звонков — полезный инструмент, который помогает абонентам понять, можно ли доверять вызывающему номеру. При этом он признаёт, что стоимость услуги остаётся ощутимой нагрузкой для бизнес-заказчиков и небольших операторов связи.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru