Общие ошибки новичков ИБ: недооценка апдейта, резервирования, слабые пароли

Общие ошибки новичков ИБ: недооценка апдейта, резервирования, слабые пароли

Общие ошибки новичков ИБ: недооценка апдейта, резервирования, слабые пароли

Половина участников опроса «Лаборатории Касперского»» на заре ИБ-карьеры совершали ошибки из-за нехватки знаний и навыков. Среди спецов с опытом работы от двух до пяти лет доля недовольных своей подготовкой еще больше — почти 60%.

Глобальный опрос, проведенный по заказу Kaspersky, был призван выявить отношение к профобразованию в ИБ-отрасли и его влияние на карьерный рост. В мероприятии приняли участие 1012 человек из разных стран, в том числе России.

Как оказалось, безопасники-новички склонны по незнанию совершать ошибки, от которых сами же потом будут предостерегать клиентов:

  • несвоевременное обновление наличного софта (43% респондентов);
  • ненадежные пароли (42%);
  • эпизодичность резервирования (40%).

Опрос также показал, что четверть респондентов разочаровалось в полученном образовании: оно оказалось непригодным для текущей работы. Примерно 12% отметили, что вузовская подготовка полезна в незначительной степени. Практический опыт работы над ИБ-проектами в пору студенчества приобрели 49% опрошенных.

«Многим молодым специалистам может не хватать знаний или опыта, что подчёркивает важность дополнительного обучения на этапе погружения в корпоративные процессы, — отметила Марина Алексеева, директор Kaspersky по работе с персоналом. — Компаниям следует уделять больше внимания повышению квалификации сотрудников».

Вопрос дефицита ИБ-кадров бизнес-структуры и госорганизации решают по-разному. Игроки рынка, со своей стороны, стараются внести свою лепту в повышение профессионального уровня специалистов — сотрудничают с вузами, организуют стажировки и конкурсы, создают площадки для тренингов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Перехватывающие трафик VPN-аддоны для Chrome собрали 9 млн установок

Специалисты из LayerX Security обнаружили масштабную кампанию, в рамках которой злоумышленники распространяли «бесплатные VPN» и «блокировщики рекламы» в виде расширений для браузера. На деле эти плагины работали как полноценные шпионские инструменты: перехватывали трафик, перенаправляли пользователя через сторонние серверы, собирали данные о посещённых страницах и даже отключали защитные инструменты.

Кампания тянется уже больше шести лет, а количество установок превысило 9 млн.

Несмотря на неоднократные удаления, те же расширения постоянно возвращаются в Chrome Web Store под новыми именами и с чуть изменённым кодом.

Версии, удалённые в мае 2025 года, спустя два месяца снова появились в магазине — более чистые, скрытные и с расширенным набором шпионских функций. По состоянию на июль новая версия остаётся доступной в Chrome Web Store.

LayerX прямо пишет: то, что выглядело обычным «бесплатным VPN», на практике было полноценным инструментом для наблюдения за активностью пользователя в браузере.

Исследователи выделяют три ключевых аддона:

  • VPN Professional – Free Secure and Unlimited VPN Proxy;
  • VPN-free.pro – Free Unlimited VPN;
  • Free Unlimited VPN (версия 2025 года, всё ещё доступна).

 

Совокупно они собрали более 9 млн установок, а свежая версия 2025 года уже набрала свыше 31 тысяч активных пользователей. Оформление, описание и логотипы у всех почти одинаковые — всё сделано, чтобы выглядеть надёжно и профессионально.

В старых версиях вредоносных плагинов (2019-2024) обнаружили массу подозрительных функций: они подменяли методы JavaScript, подгружали конфигурации с нескольких серверов, устанавливали PAC-скрипты для полной маршрутизации трафика через серверы злоумышленников, перехватывали каждый запрос, скрывали собственные редиректы, удаляли себя по команде и удерживали сервис-воркеры активными, чтобы обойти ограничения Manifest V3.

 

Загруженная в июле 2025 года версия стала ещё аккуратнее и сложнее: задерживает активацию, загружает прокси-логику из внешних скриптов, выполняет код удалённо, отключает конкурирующие расширения, хеширует и отправляет посещённые URL и анализирует установленные плагины, чтобы проводить более точечные атаки.

Эксперты подытоживают: эти расширения давали злоумышленникам практически полный доступ к интернет-активности жертвы.

Кроме VPN-плагинов, в кампанию входят ещё шесть якобы «блокировщиков рекламы» и «загрузчиков музыки» — с таким же вредоносным кодом и похожей стилистикой. Всё выглядело достаточно профессионально, поэтому многие пользователи даже не подозревали, что весь их трафик фактически проходил через серверы злоумышленников.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru