Участников интернет-рынка начнут принудительно включать в росреестр ОРИ

Участников интернет-рынка начнут принудительно включать в росреестр ОРИ

Участников интернет-рынка начнут принудительно включать в росреестр ОРИ

Минцифры России подготовило проект постановления, по которому Роскомнадзор сможет принудительно вносить ресурсы в реестр организаторов распространения информации (ОРИ), если их владельцы дважды отказались сделать это добровольно.

Документ с конца года в паблике, общественное обсуждение продлится до 13 января. Сроки запуска нового механизма формирования реестра ОРИ в тексте не оговорены.

Одним из формальных признаков ОРИ является наличие на сайте функции обмена сообщениями для пользователей. Статус ОРИ налагает на владельца ресурса ряд обязанностей.

В частности, он должен в течение полугода хранить и предоставлять правоохране информацию об активности пользователей, а также установить спецоборудование в обеспечение оперативно-разыскных мероприятий — СОРМ. Неисполнение этих требований может повлечь штраф (до 6 млн руб.) и даже блокировку.

По действующим правилам ведения реестра ОРИ (утверждены постановлением правительства №1824 от 12.11.2020), участники интернет-рынка попадают туда добровольно или по требованию РКН. За отказ регулятор может зафиксировать правонарушение и взыскать до 1 млн руб. штрафа.

Минцифры предлагает дополнить установленные правила новым пунктом, согласно которому владельца сайта, не считающего себя ОРИ, могут официально признать таковым, и ему придется соответствовать этому статусу.

«Согласно проекту постановления, предполагается, что Роскомнадзор сможет включить ресурс в реестр ОРИ после повторного вынесения постановления об административном правонарушении», — пояснил журналистам представитель министерства.

Опрошенные «Ъ» эксперты полагают, что такие изменения больно ударят по малому и среднему бизнесу — из-за дополнительных расходов на установку СОРМ (обойдется примерно в 1 млн руб.). Издержки крупных компаний в таких случаях в два-три раза выше, но они и так уже числятся в реестре ОРИ.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Яндекс за полгода заблокировал 2,9 млрд вредоносных писем

С начала 2025 года почтовые серверы Яндекс 360 обработали более 45 миллиардов входящих писем. Из них около 8,4 миллиарда оказались спамом. Примерно 2,9 миллиарда сообщений были признаны вредоносными и заблокированы сразу, ещё 5,5 миллиарда писем ушли в папку «Спам».

Это меньше, чем в первой половине 2024 года, когда объём спама превышал 12 миллиардов писем. Аналитики отмечают, что общий уровень почтовых угроз снижается уже пятый год подряд — но это не мешает злоумышленникам придумывать новые схемы.

В этом году в почтовом трафике особенно выделяется так называемый «картиночный спам» — письма, где вместо текста используются вложенные изображения. Обычно это рекламные баннеры с предложениями лёгкого заработка, онлайн-казино и лотерей. Под такие письма раньше было сложнее настроить фильтры, но защита уже научилась распознавать подобные вложения — за счёт распознавания текста и логотипов прямо на изображениях.

Появился и новый механизм ReCheck — он повторно проверяет письма после доставки, если позже о них становится известно что-то подозрительное. Алгоритмы анализируют не только отправителя, но и структуру письма, ссылки, вложения — всего около 10 тысяч признаков. Пользователи тоже участвуют в процессе: если кто-то вручную помечает письмо как спам, фильтры получают новый сигнал для обучения.

Среди других массовых схем в 2025 году — вредоносные PDF-файлы, фейковые вакансии и спам-рассылки с предложениями пройти курсы. Было выявлено свыше 2,9 миллиарда фишинговых писем и более 13 миллионов попыток спуфинга — подделки адреса отправителя. Все такие сообщения либо блокировались, либо перемещались в «Спам».

Отдельно аналитики отмечают ещё одну схему — спам через календари. Мошенники создают фейковые события и приглашают на них пользователей. В описаниях встреч — ссылки на спам-контент. Далее жертва начинает получать пуш-уведомления уже не по почте, а от календаря. Таких событий за полгода было выявлено и удалено более 35 тысяч.

Пик активности спамеров пришёлся на январь и праздничные периоды — февраль, март и май. В это время, как правило, растёт активность онлайн-покупок и рассылок. Снижение зафиксировали лишь с середины марта по апрель.

Больше всего спама получили пользователи из крупных городов. Лидируют Москва (почти 2 миллиарда писем), Санкт-Петербург (540 миллионов) и Екатеринбург (181 миллион).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru