Участников интернет-рынка начнут принудительно включать в росреестр ОРИ

Участников интернет-рынка начнут принудительно включать в росреестр ОРИ

Участников интернет-рынка начнут принудительно включать в росреестр ОРИ

Минцифры России подготовило проект постановления, по которому Роскомнадзор сможет принудительно вносить ресурсы в реестр организаторов распространения информации (ОРИ), если их владельцы дважды отказались сделать это добровольно.

Документ с конца года в паблике, общественное обсуждение продлится до 13 января. Сроки запуска нового механизма формирования реестра ОРИ в тексте не оговорены.

Одним из формальных признаков ОРИ является наличие на сайте функции обмена сообщениями для пользователей. Статус ОРИ налагает на владельца ресурса ряд обязанностей.

В частности, он должен в течение полугода хранить и предоставлять правоохране информацию об активности пользователей, а также установить спецоборудование в обеспечение оперативно-разыскных мероприятий — СОРМ. Неисполнение этих требований может повлечь штраф (до 6 млн руб.) и даже блокировку.

По действующим правилам ведения реестра ОРИ (утверждены постановлением правительства №1824 от 12.11.2020), участники интернет-рынка попадают туда добровольно или по требованию РКН. За отказ регулятор может зафиксировать правонарушение и взыскать до 1 млн руб. штрафа.

Минцифры предлагает дополнить установленные правила новым пунктом, согласно которому владельца сайта, не считающего себя ОРИ, могут официально признать таковым, и ему придется соответствовать этому статусу.

«Согласно проекту постановления, предполагается, что Роскомнадзор сможет включить ресурс в реестр ОРИ после повторного вынесения постановления об административном правонарушении», — пояснил журналистам представитель министерства.

Опрошенные «Ъ» эксперты полагают, что такие изменения больно ударят по малому и среднему бизнесу — из-за дополнительных расходов на установку СОРМ (обойдется примерно в 1 млн руб.). Издержки крупных компаний в таких случаях в два-три раза выше, но они и так уже числятся в реестре ОРИ.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru