Пользователей Telegram атакуют мошенники с голосовыми дипфейками

Пользователей Telegram атакуют мошенники с голосовыми дипфейками

Пользователей Telegram атакуют мошенники с голосовыми дипфейками

Злоумышленники взламывают аккаунты Telegram и от имени жертвы просят ее знакомых о материальной помощи. Для пущей убедительности просьба подкрепляется голосовым сообщением, созданным с помощью ИИ.

Для получения доступа к аккаунту используется одна из уже обкатанных мошеннических схем: фейковое голосование, онлайн-опрос, подарочная подписка на Telegram Premium. Голосовые обращения, призванные убедить собеседника в необходимости денежного перевода, генерируются на основе аудиозаписей, найденных у жертвы, и дублируются во все ее чаты.

Откликнувшимся доброхотам высылается сфальсифицированное фото банковской карты с именем и фамилией, соответствующими паспортным данным жертвы взлома. Авторы одной из таких атак просили «одолжить» 200 тыс. руб., в другом случае пользователь «ВКонтакте», купившись на дипфейк, потерял порядка 3 тыс. рублей.

В конце прошлого года с аналогичной мошеннической схемой столкнулись русскоязычные пользователи WhatsApp. Перенос ее в Telegram зафиксировали, в частности, эксперты ГК «Солар»; за последний месяц они выявили более 500 новых доменов, созданных мошенниками для сбора ключей от аккаунтов в мессенджере.

Опрошенные РБК специалисты сошлись во мнении, что для России подобные сложные атаки новы, и пользователям в таких случаях следует удостовериться, что неожиданная просьба исходит от их знакомца — например, перезвонить ему по телефону.

«Сейчас для пользователей нет технических решений уровня UEBA, с поведенческой аналитикой и поиском аномалий, — комментирует главный специалист отдела комплексных СЗИ компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников. — Что касается социальных сетей и мессенджеров, то уверен, что они начнут применять поведенческую аналитику, основанную на ИИ, для защиты своих клиентов от подобного рода атак в ближайшее время. Думаю, что в течение ближайших 5-10 лет подобные решения по защите пользователей от вымогательских атак, сгенерированных ИИ, станут нормой жизни и будут доступны на премиальных подписках мессенджеров и в виде специализированных персональных защитных приложений».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Около 40% ИТ-преступлений В России совершаются по телефону

По оценке МВД РФ, в настоящее время примерно 40% ИТ-преступлений в стране совершаются с использованием телефонной связи. В 80% случаев целью является кража денег, которые мошенники зачастую предлагают перевести на «безопасный» счет.

Эту цифру озвучил в ходе круглого стола «Известий» на тему защиты от кибермошенничества замначальника отдела по противодействию ИТ-преступлениям УБК МВД Денис Костин.

Как оказалось, в мошеннических кол-центрах существуют даже свои надзиратели, которые могут оштрафовать рядового сотрудника за малейшую провинность.

«Это всё делается в профессиональных кол-центрах с распределением ролей, — рассказывает Костин. — Если раньше, когда мошенник звонил, можно было посмеяться и задать ему вопрос: “Чей Крым?”, и он там отвечал матом и бросал трубку, то сейчас им это делать запрещено».

Операторам, в основном молодым людям, также запрещено сознаваться в попытке обмана, пока собеседник на связи. За их работой следят «менеджеры»; если подопечный сделал что-то не по протоколу, ему грозит штраф.

Большинство мошеннических звонков поступает с Украины, где развернуто более 200 кол-центров. Самые отчаянные злоумышленники, пренебрегая риском, базируются на территории России.

Возрастной состав жертв обмана, со слов Костина, тоже изменился. Если ранее в сети мошенников попадали в основном пенсионеры, то теперь в группу риска входит также молодежь.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru