Правительство дошло до кибербезопасности СМИ

Правительство дошло до кибербезопасности СМИ

Правительство дошло до кибербезопасности СМИ

Власти разрабатывают регулирование для СМИ в части информбезопасности инфраструктуры. Для этого планируется создать реестр значимых средств массовой информации, определить “недопустимые угрозы” и обязать проводить регулярные проверки защищенности сетей. Расходы на защиту СМИ могут достигать 30 млн рублей в год.

Про очередной “значимый реестр” пишет сегодня “Ъ”. На этот раз решили собрать СМИ, которые подлежат особому контролю.

По данным журналистов, предварительно решено не распространять на СМИ требования законодательства о критической информационной инфраструктуре (КИИ, к ней относятся банки, операторы связи и т. д.), но обязать их проводить регулярные проверки защищенности сетей.

Для участников списка подготовят “перечень недопустимых событий в области кибербезопасности”. В Минцифры намерены разработать стандарты безопасности для каждого вида СМИ: телевидения, радио и интернет-порталов.

Кибератаки на российские средства массовой информации резко усилились после 24 февраля. В 2022 году в Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования Роскомнадзора (ЦМУ ССОП) за помощью в отражении кибератак обратились более 30 СМИ, сообщили “Ъ” в ведомстве.

Там утверждают, что “кибератаки спонсируются недружественными странами и продолжают оставаться угрозой российской информационной инфраструктуре”.

Полноценная защита информационных ресурсов, тем более таких крупных компаний, как федеральные СМИ, требует значительных затрат, которые в случае принятия мер регулирования лягут на сами организации, отмечают эксперты.

Сервис по защите одного информресурса от атак сегодня может стоить от 1,5 млн руб. в год, говорит независимый эксперт по кибербезопасности Рустэм Хайретдинов.

Директор центра мониторинга и предотвращения кибератак IZ:SOCИнформзащита” Иван Мелехин считает, что требования к защищенности СМИ не должны сильно отличаться от требований для КИИ.

По его оценке, расходы на комплексную защиту сетей ключевых СМИ составят 10–30 млн руб. в год.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru