Новый вредонос Maggie успел забэкдорить 285 серверов Microsoft SQL

Новый вредонос Maggie успел забэкдорить 285 серверов Microsoft SQL

Новый вредонос Maggie успел забэкдорить 285 серверов Microsoft SQL

Эксперты германской ИБ-компании DCSO CyTec обнаружили зловреда, умеющего открывать бэкдор на компьютерах с СУБД SQL Server разработки Microsoft. Сканирование интернета показало, что новобранец Maggie уже скомпрометировал 285 серверов в разных странах, включая Россию.

Вредонос проникает на машину в виде расширенной хранимой процедуры (Extended Stored Procedure, ESP) — DLL-библиотеки, использующей простейший API. Такой компонент позволяет при отсутствии нужных функций обращаться к внешнему коду и выполнять его в адресном пространстве MS SQL Server и в контексте текущего пользователя MS SQL Server.

В ходе Maggie-атаки этот интерфейс передачи сообщений используется для реализации полнофункционального бэкдора, управляемого с помощью SQL-запросов. Загрузка зловреда на сервер требует наличия валидных учетных данных, а установка — возможности записи ESP-файла в директорию, доступную MS SQL.

Анализ показал, что новоявленный бэкдор способен выполнять более 50 команд. С его помощью оператор может получить системную информацию, взаимодействовать с файлами и папками, запускать на исполнение программы, а также добраться до сетевого окружения сервера — вредонос умеет по команде включать TermService (службу терминалов), запускать прокси-сервер Socks5 и устраивать проброс портов.

Особо исследователи отметили такую функциональность Maggie, как брутфорс ключей доступа к другим серверам MS SQL. С этой целью на зараженную машину загружается список хостов, логинов и паролей; зловред в ходе сканов опробует различные комбинации и в случае успеха записывает результат во вшитый лог-файл. Он также пытается определить уровень привилегий взломанной учетной записи: если это админ, в систему добавляется скрытый аккаунт пользователя.

Новобранец также умеет скрытно перенаправлять на заданные IP и порт весь входящий TCP-трафик на зараженном сервере. Подобная возможность открывает оператору интернет-доступ к IP-адресам, связанным с MS SQL.

Список поддерживаемых команд включает Exploit AddUser, Exploit Run, Exploit Clone и Exploit TS, говорящие о возможности применения эксплойта. При вызове этих функций оператор указывает имя DLL и дополнительный параметр, но подключаемая библиотека, видимо, заранее вручную загружается на взломанный сервер: в составе Maggie эксплойтов не обнаружено.

Новую угрозу удалось выявить благодаря случайной находке — в ходе мониторинга бинарников с цифровой подписью эксперты обнаружили подозрительный DLL (уровень детектирования на VirusTotal 27/71 по состоянию на 6 октября). Файл был подписан 12 апреля сертификатом корейской компании DEEPSoft Co., Ltd. В директории экспорта имя библиотеки было указано как sqlmaggieAntiVirus_64.dll.

Каким образом авторы атак внедряют на серверы вредоносный файл, установить пока не удалось. Сканирование интернета выявило около 600 тыс. серверов MS SQL, из них 285 оказались доступными из-под бэкдор-аккаунта, созданного Maggie. Больше всего взломанных серверов было обнаружено в Южной Корее, Индии и Вьетнаме (совокупно около 150). В Топ-5 по этому показателю вошли также Китай (около 20) и Тайвань (11), за ними следует Россия (меньше десятка).

Иран подозревают в подготовке к отключению от глобального интернета

Иран подозревают в подготовке к фактическому отключению от глобального интернета. Власти уже ограничили доступ к ресурсам, не входящим в так называемый «белый список», а также последовательно развивают национальную интрасеть, лишь минимально связанную с внешним миром.

О таких планах иранских властей сообщила газета Guardian со ссылкой на эксперта по цифровым правам Амира Рашиди.

По его словам, в стране уже функционирует внутренняя сеть, практически изолированная от глобального интернета и полностью контролируемая государством. Ее развитие стало частью долгосрочной политики по формированию замкнутой цифровой экосистемы.

Как напоминает Guardian, 8 января интернет в Иране был полностью отключен на фоне протестов, вспыхнувших в конце декабря из-за резкого роста цен, связанного с ослаблением национальной валюты. Лишь 12 января доступ частично восстановили — но только к ресурсам из «белого списка», находящимся под полным контролем властей. В него вошли поисковые сервисы, картографические приложения, одобренные мессенджеры и стриминговый сервис.

По словам Рашиди, наиболее значимым каналом связи с внешним миром остаются спутниковые терминалы Starlink. По разным оценкам, их число в стране может достигать 100 тыс., при этом использование таких терминалов в Иране является бесплатным.

Однако их выявление входит в число приоритетных задач силовых структур. Для поиска терминалов используются беспилотники. С лета прошлого года применение Starlink криминализировано, а владельцам оборудования грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, стабильная работа спутниковой связи затруднена из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Более-менее устойчиво Starlink работает лишь в отдельных регионах страны. По оценке экспертов, опрошенных Guardian, доступ к нему имеют лишь считанные проценты населения. Другие способы обхода ограничений используют крайне немногие иранцы.

Как отметил Амир Рашиди, работы по созданию изолированной цифровой среды ведутся в Иране уже несколько лет. «Скелет» внутренней сети, по его словам, фактически уже сформирован, а уровень ограничений в ней может оказаться жестче, чем в Китае. По неподтвержденной информации, после подавления протестов жителям страны могут оставить доступ только к этой внутренней сети, с минимальной связью с глобальным интернетом.

В то же время, как сообщило РИА Новости со ссылкой на иранское агентство FARS, полный доступ к интернету в Иране может быть восстановлен в течение одной-двух недель — и в том же объеме, что и до отключения.

«В течение предстоящей недели-двух соответствующими органами будет принято окончательное решение о предоставлении большего доступа к интернету», — говорится в сообщении FARS.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru