Минцифры рассматривает принудительное лицензирование недружественного софта

Минцифры рассматривает принудительное лицензирование недружественного софта

Минцифры рассматривает принудительное лицензирование недружественного софта

Чиновники приступили к изучению думского законопроекта о принудительных лицензиях на иностранное ПО. Эксперты предупреждают об уязвимостях без поддержки и “палках в колеса” импортозамещению.

О документе в Минцифры пишут “Известия”. Речь идет о выдаче принудительной лицензии на использование авторских продуктов компаний из недружественных стран. Решения должен будет принимать суд.

Ранее Ассоциация разработчиков программных продуктов “Отечественный софт” (АРПП) дала негативный отзыв на этот законопроект.

Выдача принудительной лицензии на условиях, определенных решением суда, не решит проблему дальнейшей эксплуатации иностранного программного обеспечения, считает исполнительный директор АРПП Ренат Лашин.

“Без возможности сопровождения ПО правообладателем и иными авторизованными на то лицами эксплуатация программного обеспечения будет затруднена без соответствующих обновлений и доработок. Такое использование может стать неэффективным и даже опасным с точки зрения его уязвимости”, — предупреждает Лашин.

Ответными мерами могут стать симметричное разрешение использовать российский софт за рубежом или санкционный запрет со стороны недружественных стран. Эти ограничения ухудшат положение российских компаний и приведут к оттоку ИТ-специалистов за границу, предупреждают в АРПП.

В Роскомнадзоре уточнили, что использование ПО определяется возможностью получать обновления и техническую поддержку. То есть наличие правовых оснований — это необходимое, но недостаточное условие эксплуатации иностранного софта.

Среди других экспертных “страхов” — торможение импортозамещения.

“Одним из эффектов принудительной легализации может стать замедление импортозамещения, — замечает вице-президент по инвестициям Softline, руководитель фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская. — Компании, потребители ПО, с меньшей вероятностью будут тратить деньги на приобретение отечественных решений или инвестировать в их разработку. Это приведет к снижению потенциала роста стартапов”.

Законопроект о принудительных лицензиях иностранного ПО может оказать как позитивное, так и контрпродуктивное влияние на отрасль, считает технический директор Crosstech Solutions Group Никита Андреянов:

“Если мы говорим про временное решение, что называется малой кровью, задача которого поддержать бизнес и не создать условий, когда привычные процессы в организациях могут просто рухнуть, то это полезные инициативы. Такие решения смогут закрыть сегодняшние проблемы для того, чтобы выиграть время для разработки аналогов и в дальнейшем планово “переехать” на отечественные решения, предварительно подготовив соответствующие процессы”.

Суммируя опасения экспертов: принудительная легализация зарубежного ПО может только временно “заткнуть дыру”, но не решит проблему с обновлениями в дальнейшем.

По мартовскому указу президента, всем госучреждениям, компаниям с государственным участием, многим системообразующим организациям российской экономики, включая и коммерческие, а также субъектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) необходимо до конца 2024 года полностью перейти на российское оборудование и программное обеспечение.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В России запускают пилот по повышению кибербезопасности автотранспорта

Минпромторг РФ запустил эксперимент по созданию центра мониторинга киберугроз для автотранспорта и реагирования на атаки. Соответствующее уведомление уже разослано в отраслевые организации и в ИБ-компании.

В пилотном проекте, рассчитанном на девять месяцев, принимают участие Минтранс, ФСБ, ФСТЭК России, а также НАМИ, «Глонасс» и ИБ-вендоры.

Специализированная платформа обеспечения кибербезопасности будет создана на основе отраслевого центра компетенций НПП «Гамма» по ИБ в промышленности.

Список объектов для централизованного контроля и защиты в рамках эксперимента ограничен беспилотными грузовиками, электробусами, авто госслужащих и перевозкой опасных грузов.

В задачи специализированного SOC войдут сбор телематических данных о функционировании программного и аппаратного обеспечения, поиск уязвимостей в бортовых системах авто, проверка возможности несанкционированного вмешательства в работу транспортных средств, выявление источников угроз и разработка методов защиты.

По итогам пилота будет составлен список нормативных документов, требующих правок с учетом ИБ. Минтранс также собирается составить дорожную карту по киберзащите пассажирского и грузового транспорта.

Как выяснили журналисты, в настоящее время осуществляется подключение объектов мониторинга к платформе телематики. Масштабировать защиту от атак на все типы транспортных средств не планируется; физлицам – покупателям новых авто услуги оперативного кибербеза (VSOC) будут предоставляться по рыночным ценам.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru