В дешёвых копиях Android-смартфонов нашли троянов-взломщиков WhatsApp

В дешёвых копиях Android-смартфонов нашли троянов-взломщиков WhatsApp

В дешёвых копиях Android-смартфонов нашли троянов-взломщиков WhatsApp

У дешевых копий Android-смартфонов обнаружили бэкдоры. Трояны перехватывают чаты WhatsApp и организуют спам-рассылки. На всех моделях старая операционка. В июле к “Доктор Веб” обратилось несколько пользователей, которые жаловались на подозрительную активность в своих Android-смартфонах.

Антивирус Dr.Web зафиксировал изменение системной области памяти, а также появление вредоносных приложений в системном разделе.

Все случаи объединяет происхождение телефонов — дешевые подделки известных брендов. Вместо одной из актуальных версий операционной системы, информация о которой демонстрируется в сведениях об устройстве (например, Android 10), на них установлена давно устаревшая версия 4.4.2.

Затронутыми оказались как минимум 4 модели смартфонов, названия которых созвучны с моделями мировых производителей.

  • P48pro
  • radmi note 8
  • Note30u
  • Mate40

Антивирус Dr.Web зафиксировал изменения следующих объектов:

· /system/lib/libcutils.so

Системная библиотека сама по себе не представляет опасности. Однако она была модифицирована таким образом, что при ее использовании любой программой происходит запуск трояна из файла libmtd.so. Измененная версия данной библиотеки детектируется антивирусом Dr.Web как Android.BackDoor.3105.

· /system/lib/libmtd.so 

Троянская библиотека libmtd.so получила по классификации компании “Доктор Веб” имя Android.BackDoor.3104. Выполняемые ей действия зависят от того, какое приложение использует библиотеку libcutils.so (то есть какое из них фактически привело к запуску бэкдора через нее). Если это были приложения WhatsApp и WhatsApp Business, а также системные программы “Настройки” и “Телефон”, Android.BackDoor.3104 переходит ко второй стадии заражения. Для этого троян копирует в каталог соответствующего приложения другой бэкдор (добавлен в вирусную базу Dr.Web как Android.Backdoor.854.origin), который затем запускает.

Основная функция этого компонента — загрузка и установка дополнительных вредоносных модулей.

Для загрузки модулей Android.Backdoor.854.origin подключается к одному из нескольких управляющих серверов, передавая в запросе определенный массив технических данных об устройстве. В ответ сервер направляет трояну список плагинов, которые тот загружает, расшифровывает и запускает. Обнаруженные вредоносные программы и скачиваемые ими модули функционируют таким образом, что фактически становятся частью целевых приложений, — в этом и заключается их опасность.

В результате они получают доступ к файлам атакуемых программ и могут читать переписку, осуществлять спам-рассылки, перехватывать и прослушивать телефонные звонки и выполнять другие вредоносные действия — в зависимости от функциональности загружаемых модулей.

Наиболее вероятным источником появления вредоносных приложений в системном разделе атакованных устройств мог выступать представитель известного на протяжении многих лет семейства троянов Android.FakeUpdates.

Злоумышленники встраивают их в различные системные компоненты — программу обновления прошивки, приложение настроек или компонент, отвечающий за графический интерфейс системы. В процессе работы они выполняют разнообразные Lua-скрипты, с помощью которых, в частности, способны загружать и устанавливать другое ПО. Именно такая троянская программа — Android.FakeUpdates.1.origin — была выявлена на одном из целевых смартфонов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Как бизнесу реагировать на ИБ-инциденты: советы Даниила Бориславского

На онлайн-конференции «ИБ без фильтров» 14 августа обсудили действия бизнеса по реагированию на инциденты информационной безопасности. Один из главных тезисов выступлений — компании должны быть готовы к кибератакам, которые рано или поздно произойдут. 

Даниил Бориславский, директор по продукту Staffcop направления инфобезопасности Контур.Эгида, отметил что службы информационной безопасности должны ориентироваться на то, что в критической ситуации они покажут наихудший возможный результат. Поэтому еще до инцидентов должны быть определены меры «скорой помощи» и оперативный штаб, который будет их принимать. 

Даниил Бориславский, директор по продукту Staffcop направления информационной безопасности Контур.Эгида:

«Когда инцидент произошел, важно реагировать быстро. Сообщите CISO и CEO об инциденте и начале работы по инциденту. Попытайтесь изолировать скомпрометированные сегменты сети. Оцените предварительный ущерб, соберите оперативный штаб. И предупредите родных, что задержитесь на работе».

 

Оперативный штаб должен решать несколько задач: восстанавливать работу систем, искать и расследовать причины инцидента, информировать регуляторов и работать с общественной реакцией. Важно синхронизировать свои действия каждые 8 часов, но можно и чаще. И важно не делать все сразу, а соблюдать последовательность действий. Например, не стоит восстанавливать все из бэкапов, не сегментировав сеть. 

Помимо оперативного штаба компании нужны еще как минимум три команды, о которых подробнее можно узнать, изучив запись конференции «ИБ без фильтров».

 

Чтобы быть готовыми к атакам, важно их репетировать. Например, можно выделить отдельный день под учения, заготовить план атаки, раздать конверты, включить таймер и начать действие. После «игры» проведите анализ, чтобы обнаружить слабые места и составить план действий после учений. 

Конференция «ИБ без фильтров» собрала на одной площадке представителей ИБ-рынка, которые обсудили кейсы, связанные с профилактикой и предотвращением инцидентов, организацией ИБ-отдела, вовлечением всех сотрудников в построение культуры безопасности. Зрителями конференции в день проведения стали почти 700 человек.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru