Минцифры предлагает год хранить данные о звонках с подменных номеров

Минцифры предлагает год хранить данные о звонках с подменных номеров

Минцифры предлагает год хранить данные о звонках с подменных номеров

Минцифры предлагает увеличить до года срок хранения данных о звонках с подменных номеров. До этого речь шла о шести месяцах. Сотовые операторы опасаются, что платить за это снова придется им.

О проекте постановления правительства, который доработало Минцифры, сегодня пишет “Ъ”.

Документ утверждает требования к системе Роскомнадзора по контролю блокировки операторами звонков с подменой номера. По новой инициативе, информация о звонках будет храниться не 6 месяцев, а год. Постановление должно вступить в силу в 2023 году и действовать шесть лет.

Оператором системы станет подведомственное Роскомнадзору ФГУП “Главный радиочастотный центр” (ГРЧЦ). Доступ к системе будет у Минцифры, Роскомнадзора, операторов и полиции.

На сетях связи планируют установить узлы верификации звонков, которыми будут пользоваться в ГРЧЦ. Система будет собирать данные о номерах, в том числе используемых при переадресации, дате, времени вызовов, а также о передаче сообщений.

Операторы связи опасаются дополнительных трат на установку нужного оборудования.

В новой редакции проекта есть противоречия в части определения ответственных за хранение информации об итогах верификации, говорит источник “Ъ” на телекоммуникационном рынке.

Понесут ли операторы расходы, будет зависеть от того, в какой редакции примут проект, “на данный момент в связи с противоречиями в документе это однозначно не ясно”, отмечает он.

В “Мегафоне” также говорят, что увеличение сроков хранения данных приведет к дополнительным затратам операторов. Компания уже обращалась в Роскомнадзор с просьбой сократить эти сроки.

В Tele2 отметили, что даже 6 месяцев хранения информации избыточны при качественной настройке системы. В “Ростелекоме”, МТС, “Скартеле” (бренд Yota) и “Вымпелкоме” (бренд «Билайн») отказались от комментариев. ГРЧЦ также не ответил на запрос газеты.

Блокировать вызовы и СМС-сообщения из-за рубежа с подменных номеров от операторов требуют поправки к закону “О связи”, принятые год назад. Операторы должны подключиться к созданной Роскомнадзором системе и передавать в нее необходимую информацию. За невыполнение требования грозит штраф до миллиона рублей.

Сотовые компании уже критиковали систему блокировки с подменных номеров. Операторы сомневаются в эффективности архитектуры и не хотят за это платить из своего кармана.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru