Новый способ обхода air gap использует SATA-кабель как радиоантенну

Новый способ обхода air gap использует SATA-кабель как радиоантенну

В университете им. Бен-Гуриона в Негеве, Израиль, разработали новую PoC-атаку на рабочие станции, отделенные от внешнего мира так называемым воздушным зазором (air gap). Как оказалось, использование SATA-кабеля для создания скрытого канала в таких случаях тоже позволяет украсть конфиденциальную информацию, несмотря на принятые меры защиты.

Изоляция сетей и отдельных устройств с использованием air gap предполагает отсутствие даже беспроводной связи с другими сегментами. Подобный метод защиты от шпионажа обычно используют госструктуры, военные организации и крупные компании. 

Стандарт шинного интерфейса SATA широко используется в современных компьютерах для обмена данными с носителями — жесткими дисками, SSD, CD/DVD. Техника извлечения информации с физически изолированных устройств, названная SATAn (PDF), предполагает использование таких кабелей в качестве антенны для скрытной передачи радиосигналов в диапазоне 6 ГГц.

Для проверки концепции в лабораторных условиях были созданы передатчик электромагнитных сигналов и приемник. В реальных условиях автор атаки может спрятать приемник не ближе 1 м от целевой системы или нанять инсайдера, который будет с ним прохаживаться по соседству.

Возможность использования SATA-кабеля для организации скрытого канала односторонней передачи данных с физически изолированного устройства была опробована на разных компьютерах. Результаты показали, что атаку можно проводить в режиме пользователя и даже с виртуальной машины; новый способ исправно работает, не мешая выполнению легитимных задач, — целевая информация собирается по крохам в фоновом режиме.

Концепций атаки на устройства и сети, защищенные воздушной прослойкой, разработано множество — с использованием электромагнитного излучения, магнитных и электрических свойств материалов, оптики, акустики и проч. В университете Бен-Гуриона давно занимаются такими исследованиями и за последние два года предложили несколько PoC, в том числе AIR-FI и LANtenna.

Известны также случаи преодоления air gap с помощью вредоносных программ, распространяемых в основном через USB-носители — примером могут служить целевые атаки Stuxnet, Agent.BTZ, ProjectSauron, USBCulprit.

Меры защиты от утечек при наличии воздушного зазора могут быть различными, но прежде всего нельзя допускать вторжение в свои сети. Способ физической изоляции не лишен недостатков, к тому же такую схему становится все труднее реализовать, особенно в распределенных сетях. Одной из альтернативных технологий, набирающих популярность, являются диоды данных — средства однонаправленной передачи данных, использование которых позволяет снять часть проблем, ассоциированных с air-gapping.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

ФСБ России может получить доступ к IP-адресам и учеткам путешественников

Минтранс России подготовил проект приказа, согласно которому перевозчики с 1 сентября должны будут передавать в отраслевую ГИС дополнительные данные клиентов, в том числе имейл, номер телефона, IP-адрес, пароль к аккаунту, информацию о платежах.

Перечень сведений о пассажирах, подлежащих передаче в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) был утвержден еще в 2009 году. Оператором сводной базы является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», доступ к ней имеют, в частности, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

Согласно действующим нормам, перевозчики обязаны направлять в ГИС паспортные данные пассажиров, даты и маршруты поездок. Новый приказ по отрасли обяжет их предоставлять также следующую информацию:

  • сведения, которые пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR), в том числе имейл и телефон;
  • логин и пароль пользователя сайта или приложения;
  • IP-адрес заказчика и номер порта;
  • номер платежной карты (последние четыре цифры), название банка, стоимость билета, класс обслуживания.

Все эти данные должны передаваться в ГИС в течение 15 минут после завершения операции — трудновыполнимая задача с учетом того, что перевозчики используют разные системы бронирования (к примеру, воздушный транспорт сейчас пользуется Leonardo и «ТАИС»). Срок хранения данных в ЕГИС ОТБ — семь лет.

Новый порядок централизованного сбора ПДн должен заработать с 1 сентября и будет действовать на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также на автотранспорте (международные и междугородные рейсы, кроме Москва / Подмосковье и Питер / Ленобласть).

Кстати, доступ к данным пассажиров такси у ФСБ уже есть, соответствующий закон вступил в силу 1 сентября прошлого года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru