77% руткитов используются для кибершпионажа

77% руткитов используются для кибершпионажа

77% руткитов используются для кибершпионажа

Positive Technologies решила изучить операции киберпреступников, использующих в качестве одного из инструментов руткиты. Напомним, что этот класс вредоносных программ встречается в сложных кибератаках хорошо подготовленных злоумышленников.

Как выяснили специалисты, 77% руткитов используются для шпионажа. Такой процент, конечно, весьма логичен, учитывая, что эти зловреды помогают атакующему максимально прочно укрепиться в системе и скрыть вредоносную активность.

Как отметили в Positive Technologies, руткиты часто входят в состав мощного и многофункционального вредоносного комплекса, основные задачи которого — перехват сетевого трафика, шпионаж за пользователями, кража данных для аутентификации и проведение DDoS-атак (кстати, сегодня стало известно о рекордной DDoS, которую отразила Microsoft).

Пожалуй, самой известной кибероперацией, в которой фигурировал руткит, стала атака Stuxnet. Эта кампания правительственного уровня пыталась приостановить развитие ядерной программы Ирана.

Исследователи из Positive Technologies изучили руткиты, участвовавшие в кибератаках с 2011 года. Благодаря этому удалось собрать интересную статистику: в 44% случаев злоумышленники задействовали руткиты для атак на государственные учреждения. В 38% эти вредоносы поражали исследовательские институты.

Помимо этого, в пятёрку самых атакуемых руткитами сфер вошли телеком (25%), промышленность (19%) и финансовые организации (19%). 56% атак с использованием руткитов поразили частных лиц, среди которых были, конечно же, дипломаты, чиновники и сотрудники целевых организаций.

На прошлой неделе мы писали про убойный коктейль из бэкдора с руткитом для Linux — FontOnLake, о котором предупреждали специалисты антивирусной компании ESET.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru