Новый загрузчик зловредов обходит стороной Россию, Украину и Румынию

Новый загрузчик зловредов обходит стороной Россию, Украину и Румынию

Новый загрузчик зловредов обходит стороной Россию, Украину и Румынию

Эксперты Malwarebytes опубликовали результаты анализа недавно обнаруженной программы-загрузчика для Windows, используемой для распространения аналогичных зловредов, а также инфостилеров. Набор функций Saint Bot пока скромен и стандартен, однако этот проект активно развивается и с учетом возможности загрузки любых вредоносных файлов может в скором времени превратиться в серьезную угрозу.

Самый ранний из выявленных семплов Saint Bot был скомпилирован в январе этого года. Распространяется он через спам-рассылки и уже засветился в целевых атаках на правительственные учреждения. Примечательно, что вредонос умеет определять не только присутствие отладчика или виртуальной машины, но также географическое местоположение жертвы и отказывается выполнять свои функции, если та проживает в Румынии, Белоруссии, Армении, Казахстане, России, Молдавии или на Украине.

Цепочка заражения запускается при открытии ZIP-вложения — аналитикам из Malwarebytes попался образец с именем bitcoin.zip. Этот архив содержал два файла: .lnk и .txt; судя по названию, первый указывал короткий путь к биткоин-кошельку, а второй содержал пароль к нему. При проверке оказалось, что LNK-файл включает скрипт PowerShell, предназначенный для загрузки дроппера WindowsUpdate.exe со стороннего сервера, доступного по вшитой в код ссылке.

Этот исполнимый код загружает в папку временных файлов другой «экзешник» (InstallUtil.exe), который, в свою очередь, загружает туда же файлы def.exe и putty.exe и пытается запустить их на исполнение с высокими привилегиями. Анализ показал, что def.exe отвечает за блокировку Microsoft Defender, а putty.exe представляет собой основной компонент зловреда, устанавливающий связь с командным сервером.

 

Все коды, задействованные в атаке, обфусцированы. Итоговая полезная нагрузка прописывается в реестре на автозапуск под именем одного из легитимных приложений, присутствующих в зараженной системе. При первом запуске вредоносный код загружается в память донорского процесса и работает, таким образом, незаметно для жертвы.

Присутствие Saint Bot могут выдать только запросы к C2-серверу или результаты таких обращений. Количество команд, выполняемых зловредом, пока невелико: загрузка файлов из указанных источников, загрузка обновлений и деинсталляция.

Экспертам также удалось добраться до исходников панели управления Saint Bot. Как оказалось, ее возможности весьма ограниченны. При отдаче дополнительной полезной нагрузки оператор бота имеет возможность выбрать папку для ее сохранения — ProgramData, AppData или Temp. Он может также установить ряд фильтров и с их помощью выбирать, на какие машины раздавать чужих зловредов.

Примечательно, что все вредоносные файлы, загружаемые проанализированным образцом Saint Bot, размещались в CDN-сети Discord. Этот веб-сервис позволяет получать доступ к таким ресурсам по вшитому URL, и установка мессенджера при этом необязательна.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru