Главная киберугроза: атаки шифровальщиков выросли за год на 150%

Главная киберугроза: атаки шифровальщиков выросли за год на 150%

Главная киберугроза: атаки шифровальщиков выросли за год на 150%

В прошлом году количество атак шифровальщиков выросло более чем на 150% по сравнению с предыдущим годом. Такие данные приводятся в отчёте Group-IB — «Программы-вымогатели 2020-2021», масштабном исследовании одной из самых актуальных киберугроз в период пандемии COVID-19.

Среднее время простоя атакованной компании —18 суток, а сумма выкупа увеличилась почти вдвое — до $170 000. Основными целями хакеров стали корпоративные сети крупных компаний из Северной Америки, Европы, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона. Первые атаки эксперты фиксировали и в России: прогнозируется, что в 2021 году волна шифровальщиков затронет российский бизнес и выйдет в СНГ.

Программы-шифровальщики стали киберугрозой №1 как для бизнеса, так и для государственных органов: число успешных атак в прошлом году выросло более чем на 150% к 2019 году, а средний размер суммы выкупа увеличился более чем в два раза и составил в 2020 году $170 000. Самыми жадными вымогателями оказались Maze, DoppelPaymer и RagnarLocker. Сумма выкупа, который они требовали от жертвы, составляла в среднем от $1 000 000 до $2 000 000.

 

В зоне риска оказались крупные корпоративные сети — целенаправленные атаки вымогателей (The Big Game Hunting) парализовали в 2020 году работу таких гигантов как Garmin, Canon, Campari, Capcom и Foxconn. Простой бизнеса от одной атаки, в среднем, составлял в среднем 18 дней. Большинство атак, проанализированных Group-IB, произошли в Северной Америке и Европе, где расположено большинство компаний из списка Fortune 500, а также в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В России, несмотря на негласное правило у киберпреступников «не работать по РУ», действовала русскоязычная преступная группа OldGremlin — впервые Group-IB рассказала о ней в отчете в сентябре прошлого года. Начиная с весны 2020 года OldGremlin провела не менее 9 кампаний и атаковала исключительно российский бизнес — банки, промышленные предприятия, медицинские организации и разработчиков софта. В августе 2020 года жертвой OldGremlin стала крупная компания с сетью региональных филиалов— за расшифровку с нее потребовали выкуп в $50 000.

«За пандемию программы-вымогатели стали главной киберугрозой для всего мира, в том числе для России, — говорит Олег Скулкин, ведущий специалист Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB. — В прошлом году мы видели многочисленные атаки OldGremline на российские предприятия, IT-компании и финансовые учреждения. В этом году эксперты уже наблюдают активность с традиционными группами типа RTM, также переключившихся на на использование шифровальщиков».

Одной из основных движущих сил феноменального роста программ-вымогателей стала модель Ransomware-as-a-Service («Вымогательство как услуга»). Ее смысл заключается в том, что разработчики продают или сдают в аренду свои вредоносные программы партнерам для использования в их атаках с целью компрометации сети, заражения и развертывания вымогателей. Вся полученная в виде выкупа прибыль затем распределяется между операторами и партнерами программы. Команда Group-IB DFIR отмечает, что 64% всех атак вымогателей, проанализированных в 2020 году, были связаны с операторами, использующих модель RaaS.

Еще одна тенденция 2020 года — коллаборация между разными преступными группами. Group-IB Threat Intelligence & Attribution system зафиксировала в прошлом году появление в андеграунде 15 новых публичных партнерских программ-вымогателей. Действующие преступные группы, использующие вредоносные программы Trickbot, Qakbot и Dridex, все чаще помогали операторам программ-вымогателей получать первоначальный доступ к корпоративным сетям.

Главным вектором атак для большинства банд вымогателей оказались публичные RDP-серверы (52%). На втором месте — фишинг (29%), затем эксплуатация общедоступных приложений (17%).

Прежде чем зашифровать данные, операторы вымогателей проводили в среднем 13 дней в скомпрометированной сети, стараясь предварительно найти и удалить все доступные резервные копии, чтобы жертва не могла восстановить зашифрованные файлы. Еще одним фактором успеха, позволившим бандам получать выкуп, стало предварительное хищение критически важных данных — документов, отчетов, чтобы использовать их в качестве рычага для давления на жертву — моду на подобный «двойной удар» задала печально известная группа Maze.

Учитывая, что большинство атак шифровальщиков управляются человеком — «вручную», специалистам по информационной безопасности критически важно понимать, какие тактики, техники и процедуры (TTP) используют злоумышленники. Полный технический анализ TTPs атакующих, сопоставленных в соответствии с MITRE ATT&CK®, , публичной базой знаний, в которой собраны тактики и техники целевых атак, .а также рекомендации по поиску и обнаружению угроз, собранные командой Group-IB Digital Forensics and Incident Response (DFIR), уже сейчас доступны в новом отчете «Программы-вымогатели 2020-2021 гг.».

Госдума приняла в первом чтении два закона об ответственности в сфере КИИ

Госдума приняла два закона, уточняющих составы уголовных преступлений и административных правонарушений, связанных с ненадлежащей эксплуатацией объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). В ряде случаев ответственность за такие нарушения смягчается. Законопроекты № 1071997-8 и № 1071966-8 были внесены в Госдуму в ноябре 2025 года группой депутатов.

Принятые нормативные акты уточняют положения статьи 274.1 Уголовного кодекса РФ, которая касается нарушения правил эксплуатации объектов КИИ.

Часть деяний авторы предлагают декриминализировать и отнести к административным правонарушениям. Основной мотив таких изменений — снизить риск оттока кадров из организаций, являющихся субъектами КИИ, где значительная доля сотрудников фактически выступает пользователями систем, подпадающих под жёсткое регулирование.

«Представляется обоснованным внесение изменений в части 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, уточняющих объективную сторону состава преступления в части определения общественно опасных последствий в форме уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, — говорится в пояснительной записке к законопроекту № 1071997-8. — Вместе с тем действующая редакция частей 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, в силу отсутствия определения вреда как признака состава преступления, не позволяет объективно оценивать его наличие либо отсутствие».

Как отмечают авторы, предлагаемые изменения основаны на анализе сложившейся судебной практики по статье 274.1 УК РФ. Она показывает, что суды, как правило, трактуют вред КИИ как копирование либо изменение информации в соответствующих системах.

В рамках законопроекта № 1071966-8 предлагается декриминализировать все нарушения правил эксплуатации КИИ, которые не привели к очевидному ущербу, и перевести их в разряд административных правонарушений.

Согласно статистике, собранной директором технического департамента RTM Group Фёдором Музалевским, около 10% дел по статье 274.1 УК РФ по итогам 2021 года были возбуждены из-за случайных или неосознанных действий без корыстного мотива. Кроме того, как показывают данные Судебного департамента за последние пять лет, реальные сроки лишения свободы по этой статье назначаются крайне редко и носят единичный характер.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru