ИТ-специалисты и техподдержка оказались наиболее уязвимы к фишингу

ИТ-специалисты и техподдержка оказались наиболее уязвимы к фишингу

ИТ-специалисты и техподдержка оказались наиболее уязвимы к фишингу

Как это ни странно, ИТ-специалисты и сотрудники техподдержки российских компаний оказались наиболее уязвимы перед фишингом. Согласно данным, приведённым в новом исследовании компании «Антифишинг», больше половины ИТ-сотрудников открывают фейковые письма.

Аналитики «Антифишинг» изучили результаты имитации фишинговых рассылок против 20 тысяч сотрудников из 48 организаций. Служащие техподдержки и ИТ-отделов открывали такие письма более чем в половине случаев. Как отметили эксперты, причиной таких результатов может быть излишняя уверенность в своих навыках.

В целом, как передаёт издание «Коммерсантъ», уровень цифровой грамотности граждан России просел в 2020 году. Отчасти это связано с массовым переходом на удалёнку — россияне начали использовать для работы личные устройства, которые не всегда хорошо защищены.

По результатам исследования в «Антифишинге» подчеркнули, что уязвимость ИТ-специалистов к кибератакам оказалась выше, чем у среднестатистических сотрудников и даже стажёров. Генеральный директор «Антифишинга» Сергей Волдохин объясняет это так:

«Наличие технических знаний у ИТ-работников может создать у них иллюзию защищённости лучше других».

Также исследователи выяснили, что в среднем 37% сотрудников открывают фишинговые письма, а 74% переходят по ссылкам и скачивают вложенные файлы. PDF-файлы фигурировали в атаках чаще (33%), чем вложения в формате DOCX (10%) и XLSX (9%).

По словам Сергея Волдохина, именно PDF-документы кажутся людям наиболее безопасными файлами, но обманывать себя не стоит — именно этот формат является одним из основных источников заражения устройства пользователя.

Специалисты «Антифишинга» также отметили, что наибольшую киберграмотность продемонстрировали сотрудники финансовой отрасли, сферы закупок и управления. А вот сфера услуг и производства подкачала — каждый второй служащий совершал небезопасные действия в процессе имитированных атак.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники вновь задействуют схему с заменой полисов ОМС

Мошенники под предлогом замены полисов обязательного медицинского страхования (ОМС) пытаются получить доступ к личному кабинету гражданина на портале Госуслуг, после чего оформляют микрозаймы от его имени.

Подобные схемы фиксировались и ранее. Первая волна афер, связанных с якобы заменой полисов ОМС, наблюдалась осенью 2024 года — тогда злоумышленники действовали от имени страховых компаний.

Вторая волна активности была зафиксирована МВД в конце апреля 2025 года. Тогда мошенники представлялись сотрудниками Минздрава и убеждали установить фальшивое приложение, замаскированное под сервис страховой компании или министерства. В действительности оно содержало вредоносную программу.

О новой разновидности схемы сообщил РИА Новости эксперт по социотехническому тестированию Angara Security Яков Филевский:

«Злоумышленники вдохнули новую жизнь в старую мошенническую схему. Теперь под видом массовой замены старых полисов ОМС на новые с QR-кодом они получают доступ к финансовой информации граждан. Во время звонка они представляются сотрудниками страховых компаний и используют персональные данные — имя, отчество, дату рождения, — а также профессиональные термины, чтобы завоевать доверие».

По словам эксперта, мошенники стараются создать видимость официальной процедуры. Например, они утверждают, что готовый полис можно будет получить в МФЦ или офисе страховой компании, а уведомление якобы придёт через портал Госуслуг. В завершение разговора жертве предлагают подтвердить некое действие, сообщив код из СМС — именно это и является главной целью аферы. При этом злоумышленники не дают времени на обдумывание, торопят с ответами и стараются не оставить жертве шанса перепроверить информацию.

Получив доступ к аккаунту на Госуслугах, мошенники регистрируются на финансовых маркетплейсах и оформляют микрозаймы от имени жертвы. Для этого они изменяют контактные данные в профиле, чтобы человек не получил уведомления. В итоге пострадавший узнаёт о кредите не сразу и вынужден разбираться с его последствиями: испорченной кредитной историей, претензиями от кредиторов и необходимостью оспаривания долгов.

Эксперт напоминает: представители банков и госорганов никогда не просят сообщать коды из СМС. При получении подозрительного звонка его следует немедленно прекратить и проверить информацию напрямую — через официальные номера банков, МФЦ или страховой компании, либо на их сайтах.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru