Банковский троян RTM заражает до 10 тыс. граждан в день (77% в России)

Банковский троян RTM заражает до 10 тыс. граждан в день (77% в России)

Банковский троян RTM заражает до 10 тыс. граждан в день (77% в России)

Команда BI.ZONE изучила один из самых распространённых банковских троянов — RTM. Атаки этой вредоносной программы отличаются интересной географией — операторы сфокусированы на клиентах банков России и ряда других близлежащих стран.

Распространением RTM занимается одноимённая киберпреступная группировка, первые операции которой были зафиксированы ещё в 2015 году. Как подсчитали специалисты «Лаборатории Касперского», в 2019 году 21,6% жертв банковских троянов столкнулись именно с RTM.

Другими словами, этот зловред занял второе место среди наиболее распространённых вредоносных программ, пытающихся выкрасть платёжную информацию клиентов российских банков.

Согласно отчёту BI.ZONE, на Россию приходится 77% атак RTM, второй по популярности страной у злоумышленников стала Белоруссия (18% атак), за ними идут Казахстан (2%) и Украина (1%). Ещё 2% досталось другим странам.

 

Операторы RTM выбирают в качестве жертв сотрудников, занимающихся финансовой деятельностью в организациях малого и среднего бизнеса. Одна успешная операция в среднем приносит киберпреступникам около 1,1 миллиона рублей, однако попадались куда более крупные хищения — у некоторых компаний группировка вывела со счетов до 12 миллионов рублей. Ежедневно RTM способен поразить до 10 тысяч пользователей.

Авторы RTM написали своё детище на Delphi, троян использует два основных компонента: загрузчик RTM.Downloader и модуль для сбора данных RTM.MainModule. Последний связывается с командным сервером (C2) и может загружать дополнительные модули.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Дипфейки и боты атакуют российскую логистику

Мошенники всё активнее применяют технологии искусственного интеллекта для подделки транспортных документов, контактных и платёжных данных. В ход идут как простые боты, так и более сложные решения, включая дипфейки. В результате перевозчики и водители остаются без оплаты за доставку.

Чаще всего ИИ используется для подделки документов. В комментарии для «Известий» основатель отраслевого портала Main Transport Роман Судоргин отметил широкое распространение фальшивых СМС-чеков об оплате транспортных услуг, сгенерированных ИИ.

Источник издания в транспортной отрасли сообщил, что за последнее время мошенники существенно улучшили внешний вид фишинговых сайтов. Если раньше их можно было распознать по ошибкам и неуместным логотипам, то теперь благодаря ИИ они стали практически неотличимы от настоящих.

ИИ также повышает эффективность атак, связанных с так называемым товарным рейдерством. Мошенники подменяют контактные и платёжные данные на биржах грузоперевозок, создают фиктивных перевозчиков, используя реальные сведения компаний-жертв, включая документы и фотографии.

«Злоумышленники создавали аккаунты в мессенджерах, визуально полностью копирующие профиль компании, — рассказал владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс» Алексей Иванов. — От её имени они выходили на связь с сотрудниками, задавая на первый взгляд безобидные, но на деле провокационные вопросы: о прошлом месте работы, конфликтах с руководством, сменах позиций. Цель — собрать информацию для возможного давления, дискредитации или создания «легенды» для более сложных атак».

По словам руководителя продукта Solar Dozor ГК «Солар» Дмитрия Мешавкина, технологии дипфейк также становятся всё более распространёнными. Один из популярных приёмов — так называемый fake boss: мошенники используют поддельные голосовые сообщения от имени руководителей, чтобы, например, заставить сотрудников перевести деньги на счета злоумышленников или перенаправить груз в нужное им место.

Иногда дипфейки используются для сбора информации о маршрутах грузов, представляющих интерес для рейдеров. Также с помощью ИИ создаются фальшивые документы — накладные, сертификаты и другие.

Основатель сервиса мониторинга утечек данных DLBI Ашот Оганесян отметил, что цели атак зависят от масштаба компании. В случае с крупными организациями злоумышленников интересуют данные, которые можно продать. В атаках на водителей и подрядчиков чаще всего речь идёт о прямом товарном захвате.

Как подчеркнул аналитик Координационного центра доменов .RU/.РФ Евгений Панков, одной из причин уязвимости отрасли остаётся низкий уровень цифровой грамотности:

«Логистика — крупный и динамичный сектор экономики, где активно работают малый и средний бизнес, а также частные перевозчики. У многих из них нет собственных систем киберзащиты, и уровень цифровой грамотности низкий — всё это делает их удобной мишенью для мошенников».

Дмитрий Мешавкин в свою очередь отметил, что самым уязвимым элементом в отрасли остаётся персонал. Он рекомендует логистическим компаниям внедрять обязательную двойную верификацию для всех операций, связанных с изменением маршрутов, переводами средств и передачей грузов. Любой «срочный» звонок от руководства, по его словам, должен дополнительно подтверждаться через альтернативный канал связи.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru