Отправляемые в Avast данные могут вывести на конкретных пользователей

Отправляемые в Avast данные могут вывести на конкретных пользователей

Специалисты PCMag и Motherboard утверждают, что «обезличенные» данные пользователей бесплатного антивируса Avast, которые передаются аналитикам компании, можно привязать к конкретным людям. Другими словами, исследователи подвергают сомнению сам термин «обезличенные».

В прошлом месяце Avast столкнулся с обвинениями в отправке пользовательских данных, а именно истории посещения веб-сайтов. Утверждалось, что компания получает эту информацию через специальные расширения для браузеров.

Филиал антивирусного гиганта Jumpshot предлагал рекламным и аналитическим компаниям доступ к трафику пользователей, полученному от 100 миллионов устройств. Таким образом, клиенты компании (от крупных брендов до онлайн-магазинов) могли проанализировать, что и где покупают пользователи.

Аналитикам, само собой, крайне полезно понимать, откуда пришли клиенты и что они купили. Ключевую роль в заманивании покупателя могут сыграть Google или Amazon, реклама в новости или пост в Instagram.

При этом собираемые данные настолько подробные, что клиенты Avast могли просматривать конкретные клики, которые пользователи осуществляют во время веб-сёрфинга. Время совершения одного такого клика было детализировано буквально до миллисекунд.

Передаваемая информация не была привязана к имени пользователя, адресу электронной почты или IP-адресу, однако один идентификатор всё же присутствовал — ID устройства. Этот идентификатор присутствует на девайсе до тех пор, пока там установлен антивирусный продукт Avast, только после деинсталляции устройство отвязывается от ID.

В теории запись каждого клика пользователя может выглядеть следующим образом:

Device ID: abc123x Date: 2019/12/01 Hour Minute Second: 12:03:05 Domain: Amazon.com Product: Apple iPad Pro 10.5 - 2017 Model - 256GB, Rose Gold Behavior: Add to Cart

Не первый взгляд — безобидный набор данных, которые нельзя связать с конкретным пользователем. Однако тот же Amazon.com может безошибочно вычислить, какой именно юзер купил iPad Pro 1 декабря 2019 года в 12:03:05. Всё благодаря идентификатору — 123abcx.

Другими словами, 123abcx — это вполне конкретная личность, совершающая покупки в Сети. Это значит, что Jumpshot располагает уже далеко не обезличенными данными.

По словам представителей PCMag и Motherboard, им удалось узнать подноготную сбора информации от некоего источника, знакомого с продуктами Jumpshot.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Уязвимости робота-игрушки позволяли общаться с чадом без ведома родителей

В «Лаборатории Касперского» изучили обучающего робота китайского производства и обнаружили уязвимости, которые можно использовать для получения данных о ребенке и общения с ним втайне от родителей. Вендора поставили в известность, проблемы уже решены.

Подвергнутая анализу подвижная детская игрушка, по словам экспертов, представляет собой интерактивное Android-устройство с цветным экраном, микрофоном и видеокамерой. В комплект входят игровые и обучающие приложения для детей, голосовой ассистент, средства подключения к интернету и связи с родителями через приложение, установленное на их смартфонах.

При начальном запуске робот просит обновить софт, выбрать сеть Wi-Fi, привязаться к устройству родителя (чтобы тот смог звонить и отслеживать активность и успехи ребенка), а также ввести имя и возраст пользователя.

Исследование показало, что умный гаджет общается со своим сервером по HTTP, и все данные передаются в открытом виде (сейчас перешел на HTTPS — после обновления прошивки). В результате злоумышленник мог, используя сетевой анализатор, перехватить информацию о ребенке.

Некоторые сетевые запросы тоже позволяли получить конфиденциальные данные. Так, токен доступа к API формировался на основе юзернейма, пароля и ключа, однако сервер отдавал его, не проверяя правильность пароля.

Запрос конфигурации осуществлялся по уникальному ID, однако последний можно было угадать подбором: он состоял из девяти символов и был схож с идентификатором P/N (номером партии), указанным на корпусе робота. Подобная возможность позволяла получить информацию о владельце игрушки, такую как имя, пол, возраст, IP-адрес, страна проживания.

Другой запрос по тому же ID возвращал имейл и телефонный номер родителя, а также код для привязки его мобильного устройства — одноразовый шестизначный пароль, который в отсутствие лимита на попытки ввода легко ломался брутфорсом. Заполучив такие ключи, злоумышленник мог перепривязать робота, подменив родительский аккаунт своим.

 

Исследование также выявило неадекватность защиты видеосвязи: при открытии сессии не проводилось надлежащих проверок. Из-за этого можно было, используя камеру и микрофон, звонить ребенку без ведома родителей.

 

Система обновления робота тоже оказалась несовершенной: отдаваемые с сервера архивы не заверялись подписью. В результате злоумышленник потенциально имел возможность заменить такой файл вредоносным.

«При покупке умных устройств необходимо обращать внимание не только на их развлекательные и образовательные опции, но и на уровень защищённости, — комментирует Николай Фролов, старший исследователь Kaspersky ICS CERT. — Мы рекомендуем родителям внимательно изучать обзоры умных игрушек, следить за новостями об обновлениях программного обеспечения и по возможности присматривать за ребёнком, пока он взаимодействует с таким гаджетом».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru