Android-троянцы научились внедряться в системные процессы

Android-троянцы научились внедряться в системные процессы

Android-троянцы научились внедряться в системные процессы

Архитектура вредоносных программ для мобильной платформы Android усложняется с каждым годом: если первые троянцы для этой системы представляли собой довольно примитивные приложения, то нынешние порой не уступают по сложности даже самым изощренным Windows-троянцам.

В феврале 2016 года специалисты компании «Доктор Веб» выявили целый комплект вредоносных приложений для ОС Android, обладающих широчайшим спектром функциональных возможностей.

Этот набор состоит из трех действующих совместно троянцев, получивших наименования Android.Loki.1.origin, Android.Loki.2.origin и Android.Loki.3 соответственно. Первый из них загружается с помощью библиотеки liblokih.so, детектируемой Антивирусом Dr.Web для Android под именем Android.Loki.6. Эта библиотека внедряется в один из системных процессов троянцем Android.Loki.3 — в результате Android.Loki.1.origin получает возможность действовать в системе с привилегиями пользователя system. Android.Loki.1.origin представляет собой службу, обладающую широким набором функций: например, троянец может скачать из официального каталога Google Play любое приложение с помощью специальной ссылки, содержащей указание на учетную запись той или иной партнерской программы, благодаря чему злоумышленники получают возможность извлекать доход, сообщает news.drweb.ru. Среди других возможностей Android.Loki.1.origin стоит отметить следующие:

  • установка и удаление приложений;
  • включение и отключение приложений, а также их компонентов;
  • остановка процессов;
  • демонстрация уведомлений;
  • регистрация приложений как Accessibility Service (службы, отслеживающей нажатия на экран устройства);
  • обновление своих компонентов, а также загрузка плагинов по команде с управляющего сервера.

Вторая вредоносная программа из обнаруженного аналитиками «Доктор Веб» комплекта — Android.Loki.2.origin — предназначена для установки на зараженное устройство различных приложений по команде с управляющего сервера, а также для демонстрации рекламы. Однако обладает этот троянец и шпионскими функциями — при запуске он собирает и отправляет злоумышленникам следующую информацию:

  • IMEI инфицированного устройства;
  • IMSI инфицированного устройства;
  • mac-адрес инфицированного устройства;
  • идентификатор MCC (Mobile Country Code) — мобильный код страны;
  • идентификатор MNC (Mobile Network Code) — код мобильной сети;
  • версия ОС на инфицированном устройстве;
  • значение разрешения экрана;
  • данные об оперативной памяти (общий объем и свободный объем);
  • версия ядра ОС;
  • данные о модели устройства;
  • данные о производителе устройства;
  • версия прошивки;
  • серийный номер устройства.

После отправки этой информации на управляющий сервер троянец получает в ответ конфигурационный файл, содержащий необходимые для его работы данные. Через определенные промежутки времени Android.Loki.2.origin обращается к управляющему серверу для получения заданий и во время каждого сеанса связи дополнительно передает злоумышленникам следующие данные:

  • версия конфигурационного файла;
  • версия сервиса, реализованного троянцем Android.Loki.1.origin;
  • язык операционной системы;
  • страна, указанная в настройках операционной системы;
  • информация о пользовательской учетной записи в сервисах Google.

В ответ Android.Loki.2.origin получает задание либо на установку того или иного приложения (они в том числе могут загружаться из каталога Google Play), либо на отображение рекламы. Нажатие на демонстрируемые троянцем уведомления может привести либо к переходу на определенный сайт, либо к установке приложения. Также по команде киберпреступников Android.Loki.2.origin отсылает на управляющий сервер следующие сведения:

  • список установленных приложений;
  • история браузера;
  • список контактов пользователя;
  • история звонков;
  • текущее местоположение устройства.

Наконец, Android.Loki.3 реализует на инфицированном устройстве две функции: внедряет библиотеку liblokih.so в процесс системной службы system_server и позволяет выполнять команды от имени суперпользователя (root), которые поступают от других троянцев семейства Android.Loki. Фактически, Android.Loki.3 играет роль сервера для выполнения шелл-скриптов: киберпреступники передают троянцу путь к сценарию, который следует выполнить, иAndroid.Loki.3 запускает этот скрипт.

Поскольку троянцы семейства Android.Loki размещают часть своих компонентов в системных папках ОС Android, к которым у антивирусной программы нет доступа, при обнаружении на устройстве любой из таких вредоносных программ самый оптимальный способ ликвидировать последствия заражения – перепрошивка устройства с использованием оригинального образа ОС. Перед выполнением этой процедуры рекомендуется сделать резервную копию всей хранящейся на инфицированном смартфоне или планшете важной информации, а неопытным пользователям следует доверить эту манипуляцию специалисту.

Linux вдохнул новую жизнь в видеокарты AMD 2011–2013 годов

Старые видеокарты AMD получили неожиданно хорошие новости из мира Linux. В ближайшей версии ядра Linux 6.19, выход которой ожидается в феврале 2026 года, появится полноценная поддержка графических процессоров на архитектурах GCN 1.0 и 1.1 — тех самых, что дебютировали ещё в 2011–2013 годах.

Речь идёт о поколениях Southern Islands и Sea Islands, знакомых по таким моделям, как Radeon HD 7970, HD 7950, а также Radeon R9 290 и 290X.

До сих пор владельцы этих видеокарт были вынуждены мириться с ограничениями: современный драйверный стек AMDGPU официально поддерживал только GCN 1.2 и более новые архитектуры. Старые GPU оставались за бортом всех свежих оптимизаций.

Ситуацию удалось изменить благодаря работе Тимура Кристофа и команды Valve, которая активно участвует в развитии графического стека для Linux. В результате для GCN 1.0 и 1.1 подготовили новые открытые драйверы, которые теперь планируется включить в основную ветку ядра.

И это не просто «поддержка для галочки». По тестам Phoronix, перевод Radeon HD 7950 на новый драйверный стек даёт прирост производительности до 30%. Особенно заметен эффект в старых OpenGL-играх, где оптимизации оказываются наиболее эффективными.

Одна из ключевых причин такого прироста — полноценная поддержка Vulkan-драйвера RADV из Mesa. Ранее владельцы старых карт были фактически лишены преимуществ современного графического стека, а теперь получают более быстрый и стабильный рендеринг.

Разумеется, ждать чудес не стоит: видеокарты 12–14-летней давности не станут внезапно пригодными для современных AAA-проектов. Но для повседневной работы, старых игр и просто более плавного интерфейса улучшения будут вполне ощутимыми.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru