Вредоносные программы будут изучать ваши привычки

Специалисты по компьютерной безопасности предсказывают появление нового поколения злонамеренного программного обеспечения, которое будет исследовать социальные сети, блоги и другие ресурсы, с целью сбора каких-то конкретных данных о конкретной персоне и использовать эти сведения при проведении дальнейших атак, например для шантажа.



На сегодня найти образцы такого программного обеспечения, собирающего и анализирующего данные и персональную информацию, пока трудно, но уже есть образцы кодов, использующих те или иные публичные сведения о людях для извлечения выгоды создателя. В зависимости от конкретной атаки алгоритмы работы и объекты атаки таких кодов сильно варьируются.

Но эксперты говорят, что в будущем появится более интеллектуальное вредоносное программное обеспечение, которое будет составлять так называемый бихейвиорестический (поведенческий) портрет пользователя - как он работает с сайтами, кому звонит через интернет по Voip, как часто использует электронную почту, как и с кем общается в социальных сетях и т д. Подобные коды, работая в масштабах миллионов пользователей, составляют так называемые "поведенческие слои" пользователей.

Возникает логичный вопрос: кому и зачем может понадобится такая информация? На самом деле, приложений таких данных масса. Это и рекламные компании, желающие знать о пользователях буквально все, и различные охотники за секретами бизнеса, которые смогут создавать образцы целевых вредоносных кодов, способные с минимальными усилиями бить точно в цель, и многие-многие другие. Обладая данными о том, с кем, когда, где и как общается пользователь (или еще лучше группа таких пользователей), хакеру куда проще выкрасть данные, которые пользователь сам же ему предоставит в обход антивирусов, антиспамов, систем предотвращения утечек и иных средств.

Янив Альтшулер, социолог и программист из израильского Института им Бен Гуриона, говорит, что сегодня уже есть множество компаний, которые легальными или почти легальными методами собирают пользовательские данные. Но сегодня сбор и анализ такой информации ведется можно сказать на коленке. В не столь далеком будущем он будет автоматизирован, причем автоматизирован будет именно сбор данных.

"Уже сегодня есть все предпосылки, указывающие на появление таких программ. Слишком много людей, которым эти данные нужны и которые готовы за них платить. А как известно, спрос рождает предложение", - говорит он.

Он отметил, что к ним в университет не раз обращались маркетинговые компании, которые просили создать программы для автоматизированного открытого сбора телефонных и иных данных, а также для умной сортировки этих данных. Позже появились заказы на создание проектов, напоминающих нейронные сети, направленные на динамическое создание портрета пользователя, потенциально ориентированного на потребление той или иной услуги. До сих пор такие инициативы носили конструктивный характер, но грань с деструктивным направлением тут необычайно тонка.

"Сейчас большая часть вредоносного программного обеспечения работает по принципу "воруй все и везде", в будущем же можно говорить о появлении умных программ, которые сами будут решать, где, как и когда получать данные", - прогнозирует эксперт.

По мнению израильских специалистов, наиболее опасным в работе этих программ является именно их массовость, то есть способность анализировать сведения о сотнях тысячах выбранных пользователей и создавать нужные злоумышленникам модели. А также "постоянная актуальность" этой информации. "Вы ведь не можете изменить в одночасье свое имя, адрес, список друзей, работу, привычки и так далее, - говорит эксперт. - Убежден, что рано или поздно такой софт обязательно появятся в руках злоумышленников".

Источник

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Газпромбанк пожаловался на мощную DDoS-атаку

6 сентября на сервисы Газпромбанка натравили ботов. В результате DDoS-атаки пострадали сайт компании, кол-центр и смс-провайдер. ИБ-отдел Газпромбанка жалуется, что бизнесу в кибервойне не помогают силовики.

“Прошли те времена, когда модель угроз состояла из криминала, а целью была нажива. Теперь это политически подкованные группы с идеей что-то обрушить, сделать что-то плохое”, — этими словами начал свое выступление на Business Information Security Summit Александр Егоркин, первый вице-президент Газпромбанка.

Егоркин рассказал о масштабной DDoS-атаке, которой подверглись сервисы Газпромбанка 6 сентября. Хактивисты настроили тысячи ботов, которые одномоментно заполняли анкеты на сайте банка. Злоумышленники вбивали в форму данные из утечек интернет-провайдера, а тот автоматически рассылал сообщения по указанным номерам телефонов.

В итоге “упали” сайт и кол-центр Газпромбанка, а также сам смс-провайдер, рассказывает Егоркин.

“Надо отдать должное, атакующие серьезно готовились”, — оправдывается Егоркин. В тот же день атакам подвергся банк-клиент и сетевой экран Газпромбанка. По словам топ-менеджера, на восстановительные работы ушло примерно четыре часа.

Егоркин считает, что в сегодняшних сложных условиях кибервойны банки остаются один на один с хактивистами. Силовые структуры не уделяют должного внимания ни предотвращению, ни расследованию инцидентов.

Нас “дидосили” с российских, белорусских и китайских IP-адресов, добавляет ИБ-специалист. “Интернет-проксеры” и правоохранительные органы могли бы оперативно найти центр управления атаками и заблокировать сервер. Но этим никто не занимается.

“Каждый сам за себя в этом киберпространстве”, — сожалеет Егоркин.

Представитель Газпромбанка считает, что государство должно активнее помогать бизнесу в борьбе с атаками.

Уже на другой дискуссии, участников круглого стола “Ландшафт и стратегия ИБ голосами практиков” спросили, нужно ли государству больше вмешиваться в “разборки” больших бизнесов с киберпреступниками.

Крупные финансово-коммерческие организации должны сами оценивать свои риски, высказался Роман Морозов, руководитель Управления информационной безопасности Департамента безопасности, Capital Group.

Государство уже и так достаточно делает, добавили другие спикеры.

На рост атак жаловался и представитель коммерческого банка Кыргызстана.

Все мошенники, которые до этого терроризировали своими звонками российских пользователей, перешли на наших граждан, — уточнил начальник Службы ИБ Батырбек Абдрашитов. — В том числе потому, что официальный государственный язык в Кыргызстане — русский”.

Аферисты масштабировали свои сценарии на киргизских граждан.

После введения антироссийских санкций Кыргызстан стал плацдармом для поддержки “изъятых” в России банковских услуг, напоминает Абдрашитов. Риски при этом возросли.

“Нам было бы полезно и приятно принять участие в киберучениях вместе с российскими коллегами”, — добавляет Абдрашитов.

Есть вопросы у бизнеса и к импортозамещению, которое теперь принято называть “цифровой независимостью”.

В Газпромбанке больше половины систем уже импортозамещены, рассказывает Егоркин. Еще несколько десятков продуктов проходят тесты. По словам топ-менеджера, основные претензии к российским решениям — нагрузочные характеристики, слабая функциональность, сбои и “недружелюбный” интерфейс.

С такой оценкой согласен и Юрий Забавин, начальник отдела ИБ РусГазШельф:

“Многие российские решения, которые предлагают сейчас наши вендоры вместо ушедших, имеют костыли. Многие топовые решения ушли с рынка. Российские же не могут полноценно заменить. Интерфейс, нагрузочные характеристики не справляются, многое в стадии разработки. Мы ищем отечественные аналоги, которые бы нас удовлетворили. Но многие иностранные решения по деньгам были дешевле, чем наши. Сейчас я формирую бюджет. Пока не знаю, как буду защищать этот бюджет, если решения в 2022 году на такое же количество людей, стоят намного дороже, чем в 2021”.

Сдержанные эмоции вызвала у представителей бизнеса инициатива оборотных штрафов за утечки. На первой пленарной сессии BISS’22 регуляторы активно требовали большей ответственности для игроков.

По мнению вице-президента Газпромбанка, если банк внедрил все нужные ИБ-решения и соответствует требованиям, его не за что наказывать.

“Любая система уязвима, — считает Егоркин. — Тот, кто говорит, что можно построить неуязвимую систему, ничего не понимает в ИБ. Имея неограниченный денежный и временной ресурс, можно взломать любую систему”.

Кроме того, высокие оборотные штрафы могут спровоцировать шантажистов, считают участники дискуссии.

Оборотные штрафы за утечки — это философский вопрос, готового решения пока нет, заключили эксперты ИБ от бизнеса.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru