ФБР ищет автора червя VBMania

ФБР ищет автора червя VBMania

Федеральное бюро расследований решило взяться за изучение обстоятельств, связанных с масштабным распространением червя VBMania. Особенный интерес следователи проявляют к личности разработчика вредоносной программы: представители ФБР уже посетили офис компании IDG News Service и допросили сотрудников. Именно с IDG автор червя, называющий себя Iraq Resistance ("Иракское сопротивление"), обменялся несколькими электронными письмами в течение последних двух недель. Темой писем, естественно, был VBMania.

Напомним, что атака этой вредоносной программы имела большой резонанс  на всем североамериканском континенте. Червю удалось проникнуть в корпоративные ЛВС ряда крупных организаций; в списке пострадавших - Disney, Proctor & Gamble, NASA. По данным Cisco Systems, электронные письма с вложенным VBMania в первый же день его распространения составили от 6 до 14 процентов всей нежелательной корреспонденции в Сети.

Сообщается, что следователи располагают несколькими нитями, которые могут вывести их на разработчика вредоносной программы. Первоочередным вопросом является его географическое местоположение; согласно пользовательскому профилю на YouTube, автор VBMania находится в Испании, в то время как исследователь из компании SecureWorks Джо Стюарт, проанализировав червя, пришел к заключению, что Iraq Resistance - это хакер из Ливии, участник или основатель группировки приверженцев кибер-джихада "Tariq ibn Ziyad", чья декларируемая цель - взломать информационные системы подразделений Армии США. Технические данные, извлеченные из электронных писем злоумышленника, указывают на мобильную сеть провайдера Hutchison 3G UK; также сведения об IP-адресах позволили установить, что автор вредоносной программы работал через обозреватель Opera Mini.

Сам разработчик написал в одном из последних электронных сообщений, что может успешно скрывать свое истинное местоположение при помощи взломанных компьютеров или прокси-серверов. Когда в ответном письме автору VBMania намекнули, что использованные им IP-адреса отслежены и определены как находящиеся в Великобритании, то cловно бы в доказательство своей способности появляться из любой точки сетевого пространства свое следующее сообщение он прислал с адреса, ассоциированного с американским провайдером Placentia Reliable Web Services.

Отметки о дате и времени, содержащиеся в письмах, позволили установить, что отправитель находится в часовом поясе UTC +3. Это может означать Ирак, Саудовскую Аравию, регион восточной Африки. Памятуя о предположениях г-на Стюарта, необходимо заметить, что в Ливии другой часовой пояс. Исследователь SecureWorks, тем не менее, выразил обоснованные сомнения относительно возможного пребывания разработчика VBMania в Соединенном Королевстве и указал, что для Iraq Resistance находиться там "рискованно": между Великобританией и США существуют договоры об экстрадиции.

PC World

" />

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru