Злоумышленники все чаще используют ресурсы анонимной сети Tor

Злоумышленники все чаще используют ресурсы анонимной сети Tor

Авторы вредоносного программного обеспечения все чаще применяют анонимную сеть Tor для сокрытия реального расположения их командно-контрольных серверов. Об этом говорят в антивирусной компании Eset, эксперты которой все чаще обнаруживают C&C-серверы, работающие как скрытые Tor-сервисы.



The Tor Hidden Service - это протокол, который позволяет пользователям устанавливать собственные сервисы, как правило, это веб-сервисы, однако обратиться к ним можно только через саму сеть Tor и через хосты, заканчивающиеся на псевдо-доменное разрешение .onion. Данный протокол был создан с целью сокрытия реального IP-адреса посредством скрытого сервиса, который явно закрывает IP-адреса клиентов и серверов, работающих друг с другом, пишет cybersecurity.ru.

Сам трафик между Tor-клиентом и скрытым сервисом Tor маршрутизируется случайным образом через сеть шлюзов, которые выбираются в различных вариантах, причем шлюзами могут быть и обычные компьютеры в сети. Таким образом, установить местоположение сервера на практике почти невозможно.

В Eset говорят, что использование Tor для C&C-серверов не является чем-то революционно новым. Впервые о подобной возможности заговорили еще на конференции Defcon 18 в 2010 году. Однако до сих пор практическое использование данной концепции было в новинку. Так, ранее Rapid 7 обнаружила бот-сеть Skynet, в которой работали от 12 до 15 тысяч компьютеров, а командный сервер работал в качестве скрытого сервиса Tor.

Сейчас в Eset обнаружили новые образцы подобного Tor-ориентированного софта. "В июле исследователи Eset выявили два разных типа Tor-ботнетов, которые базируются на семействе вредоносных кодов Win32/Atrax and Win32/Agent.PTA. Оба варианта ориентированы на перехват данных из пользовательских веб-форм", - говорит антивирусный специалист Eset Антон Черепанов.

По его словам, в отличие от Skynet, новинки применяют веб, а не IRC для работы серверов, которые прячутся в Tor-сетях.

Atrax может быть скачан и исполнен, после чего он встраивает вредоносный код в процессы браузера, а сам трафик вредоноса шифруется при помощи алгоритма AES. Этот код позволяет воровать банковские реквизиты и данные веб-форм.

Другой код - Agent.PTA представляет собой нового представителя семейства PTA, известного с начала 2012 года. Здесь также есть функционал для перехвата данных веб-форм.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru