Закон защитит держателей банковских карт от мошенников

Безналичные средства всегда находятся под прицелом мошенников. Особенно часто воруют деньги с банковских карт: только в первом квартале этого года в нашей стране выявлено более 350 таких случаев. Отвечать за действия мошенников банкам невыгодно.

Как повлияет на эту ситуацию новый законопроект о национальной платежной системе, ведущие "Утра России" спросили у заместителя председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова.

По его словам, с 1 января следующего года будет действовать такая система: если клиент банка обнаружил незаконное списание средств с его карты, он может в течение 24 часов после этого обратиться в банк. Там ему обязаны будут сначала вернуть деньги, а потом разбираться, кто снял деньги с карты и как это произошло.

Но какие доказательства должен предоставить держатель карты, чтобы банк поверил ему? "В соответствии с законом о национальной платежной системе, никаких доказательств со стороны клиента предъявлять не надо", – отметил Аксаков. Но это работает только в том случае, если клиент обратился в банк в течение суток.

Впрочем, с января банки будут обязаны извещать клиентов о всех транзакциях. Так что держатели карт не смогут оправдаться тем, что у них не подключена соответствующая услуга, поэтому они не знали, что деньги с их карты кто-то списал. А вот что делать, если вы были вне зоны действия мобильной сети и не смогли вовремя получить сообщение от банка, в законе не прописано.

Как отметил Аксаков, противоречие этого законопроекта состоит в предложении некоторых депутатов возмещать клиенту банка не все средства, даже если он докажет, что списали их незаконно. "Для меня это удивительно", – признался депутат.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru