Хотели как безопаснее, получилось как всегда

Хотели как безопаснее, получилось как всегда

Аналитический центр InfoWatch сообщает, что в Торонто были потеряны 3 незашифрованных CD-ROM с персональными данными клиентов банка Scotiabank. Инцидент, как сообщило руководство, произошёл по недосмотру курьерской службы.



«Пакет с тремя CD пропал при внутренней курьерской пересылке из одного отдела в другой, – сообщил в своем письме Джо Конекни (Joe Konecny), представитель банка по связям с общественностью. – По результатам расследования, мы можем утверждать, что диски были ошибочно доставлены в другой отдел. У нас нет оснований полагать, что наши клиенты подвергнутся риску. И мы уведомляем их о происшествии просто в качестве меры предосторожности. Также мы сообщили об инциденте канадскому комиссару по вопросам охраны личной информации».

Диски должны были быть отправлены в канадское агентство по учету доходов (банки обязаны предоставлять агентству информацию). Для внутреннего обмена данными между подразделениями явно был бы удобнее и безопаснее обмен по сети. Однако для внешнего потребителя, чтоб не давать ему доступ в информационную систему банка и не соединять две системы, воспользовались компакт-дисками. Как видим, попытки избежать одного риска привели к реализации риска другого.

Банк всячески намекает на обычную безалаберность работников. Однако, есть основания полагать, чтот не обошлось без злоумышленного инсайдера. Случайно попавшие неверному адресату диски всегда можно потом найти, если хорошенько покопаться в офисе. Однако расследование диски не обнаружило.

Количество скомпрометированных записей банк не раскрывает. Он ограничился сообщением, что на дисках находится конфиденциальная информация «незначительного процента» клиентов.

На пропавших дисках содержится информация об именах, почтовых адресах, номерах карт социального страхования, типах и номерах счетов клиентов.
Но одновременно в банке отметили, что на CD-ROM не было выписок из счетов или другой информации о транзакциях и остатках на счетах.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Ущерб от Android-вредоноса NFCGate в России превысил 1,6 млрд рублей

F6 предупреждает о новой опасной вредоносной версии легитимного Android-приложения NFCGate. По данным аналитиков, она встроена в многофункциональный банковский троян RatOn и в ближайшее время может быть использована против клиентов крупных российских банков. Такой зловред позволяет злоумышленникам незаметно для владельца устройства похищать деньги как с банковских счетов.

По расчётам F6, только за первые 10 месяцев 2025 года ущерб от всех вредоносных версий NFCGate в России превысил 1,6 млрд рублей.

МВД также фиксирует рост заражений: во второй половине года на «обратную» модификацию NFCGate пришлось более половины всех инцидентов — 52,4%.

RatOn: новая и более опасная связка

Исследователи ThreatFabric первыми обнаружили RatOn в Чехии, а специалисты F6 смогли получить его образец и подробно изучить. По их словам, RatOn значительно мощнее предыдущих модификаций NFCGate: фактически, это целый набор инструментов для скрытного управления устройством.

Схема заражения выглядит так:

  1. Пользователь скачивает поддельное приложение — исследованный образец маскировался под TikTok.
  2. После установки на устройстве незаметно появляется второй APK-файл — троян удалённого доступа.
  3. Затем устанавливается третий APK — вредоносная версия NFCGate.

Эта «матрёшка» позволяет преступникам развернуть нужную функциональность поэтапно, не вызывая подозрений.

RatOn получает полный доступ к устройству через Android Accessibility — систему специальных возможностей, которая в данном случае используется в целях удалённого управления.

Троян умеет:

  • запускать банковские приложения, вводить ПИН-код и увеличивать лимиты операций;
  • выполнять автоматические переводы на заранее подготовленные счета;
  • собирать данные из приложений, соцсетей и мессенджеров;
  • подменять номера счетов и другие чувствительные данные;
  • отправлять СМС;
  • блокировать экран «чёрным окном», скрывая свою активность;
  • заставлять пользователя менять пароль и перехватывать его;
  • создавать новые контакты и подменять номера в телефонной книге.

Для удалённого контроля RatOn делает снимки экрана каждые 50 мс и передаёт потоковое изображение злоумышленникам.

Аналитики F6 отмечают: функциональность RatOn изначально адаптирована под русскоязычные приложения. Это значит, что разработчики закладывали возможность атаковать российских пользователей ещё на этапе разработки.

Кроме того, предыдущие версии NFCGate почти всегда доходили до России: сначала применялись за рубежом, а затем появлялись в атаках на российских клиентов банков.

Как защититься

Рекомендации специалистов F6:

  • не общаться в мессенджерах с незнакомцами, представляющимися сотрудниками банка или госструктур;
  • не переходить по ссылкам из СМС и сообщений;
  • не устанавливать приложения по совету посторонних и с непроверенных сайтов;
  • скачивать программы только из официальных магазинов (RuStore, Google Play);
  • внимательно читать отзывы о приложениях;
  • не сообщать никому логины, пароли, PIN и CVV-коды;
  • при подозрении на компрометацию карты — сразу блокировать её через банк;
  • не удалять банковские приложения по просьбе незнакомых людей.

Также можно самостоятельно проверить устройство:

  1. Какие приложения имеют доступ к NFC.
  2. Какой софт выбран платежной системой по умолчанию.
  3. Какие программы подключены к Android Accessibility.

Если среди них есть что-то неизвестное или установленное «по чьему-то совету», такое приложение лучше удалить.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru