Вступил в силу ФЗ "Об электронной подписи"

Вчера, 8 апреля, вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ "Об электронной подписи". Новый нормативный акт прибыл на смену прежнему - от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", - который будет считаться утратившим силу с 1 июля 2012 года.


Одной из особенностей нового закона является четкая регламентация работы различных элементов инфраструктуры создания и проверки электронных подписей и их ключей, которая призвана решить ряд существующих ныне проблем и ликвидировать препятствия, мешающие более активному внедрению новых средств аутентификации документов. В частности, разработчики закона указывают на отсутствие в нашей стране "единого домена цифрового доверия - всероссийского пространства признания законно выданных сертификатов цифровой подписи"; кроме того, по их мнению, "назрела необходимость либерализации условий деятельности удостоверяющих центров, фирм, занимающихся созданием и поставкой криптографического оборудования и соответствующего программного обеспечения".

Также новый закон вводит разделение электронных подписей по признаку степени их надежности. Законодатели предлагают различать простую, неквалифицированную усиленную и квалифицированную усиленную электронные подписи; для каждого типа в законе есть описание и перечень предъявляемых требований. Оговаривается, что простая и неквалифицированная ЭП позволят считать ту или иную информацию электронным документом, равнозначным собственноручно подписанному документу на бумажном носителе - но только в случаях, установленных федеральными законами, другими правовыми актами или соглашениями между участниками обмена данными. В свою очередь, информация, сопровождаемая квалифицированной ЭП, будет считаться эквивалентом собственноручно подписанного "бумажного" документа в любых обстоятельствах, кроме тех случаев, когда нормативные акты требуют составлять документ исключительно на бумаге.

Закон подробно описывает полномочия федеральных контрольно-надзорных органов, условия использования подписей и порядок их признания, обозначает задачи удостоверяющих центров (в том числе аккредитованных) и регламентирует работу с сертификатами проверочных ключей, а также отдельно оговаривает вопросы, связанные с выдачей и обработкой квалифицированных сертификатов. Заметим, что в интересах совместимости законодательных норм прежние ключи и подписи, оформленные в соответствии с условиями ФЗ "Об электронной цифровой подписи", будут считаться квалифицированными.

В "Российской газете" размещены полный текст закона и краткие комментарии к нему.

Письмо автору

" />

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

ФСБ России может получить доступ к IP-адресам и учеткам путешественников

Минтранс России подготовил проект приказа, согласно которому перевозчики с 1 сентября должны будут передавать в отраслевую ГИС дополнительные данные клиентов, в том числе имейл, номер телефона, IP-адрес, пароль к аккаунту, информацию о платежах.

Перечень сведений о пассажирах, подлежащих передаче в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) был утвержден еще в 2009 году. Оператором сводной базы является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», доступ к ней имеют, в частности, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

Согласно действующим нормам, перевозчики обязаны направлять в ГИС паспортные данные пассажиров, даты и маршруты поездок. Новый приказ по отрасли обяжет их предоставлять также следующую информацию:

  • сведения, которые пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR), в том числе имейл и телефон;
  • логин и пароль пользователя сайта или приложения;
  • IP-адрес заказчика и номер порта;
  • номер платежной карты (последние четыре цифры), название банка, стоимость билета, класс обслуживания.

Все эти данные должны передаваться в ГИС в течение 15 минут после завершения операции — трудновыполнимая задача с учетом того, что перевозчики используют разные системы бронирования (к примеру, воздушный транспорт сейчас пользуется Leonardo и «ТАИС»). Срок хранения данных в ЕГИС ОТБ — семь лет.

Новый порядок централизованного сбора ПДн должен заработать с 1 сентября и будет действовать на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также на автотранспорте (международные и междугородные рейсы, кроме Москва / Подмосковье и Питер / Ленобласть).

Кстати, доступ к данным пассажиров такси у ФСБ уже есть, соответствующий закон вступил в силу 1 сентября прошлого года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru