Избавиться от вируса... и от 20 миллионов долларов

Избавиться от вируса... и от 20 миллионов долларов

...

Музыкант из Нью-Йорка, обнаруживший, что его ноутбук заражен вредоносным программным обеспечением, отнес портативный компьютер в службу помощи. Таким было начало истории, в конце которой он лишился двадцати миллионов долларов.



Все началось в 2004 году, когда высокооплачиваемый пианист Роджер Дэвидсон обратился к владельцам компьютерного магазина с просьбой излечить его ноутбук от вредоносной программы. Владельцы, Викрем Беди и его подруга Хельга Инварсдоттир, работу приняли, но в процессе обнаружили, что их клиент чрезвычайно богат, и решили избавить его не только от вируса, но и от некоторого количества лишних денежных средств.


Для достижения этой цели они измыслили особую схему мошенничества с элементами социальной инженерии, которая более органично смотрелась бы, пожалуй, не в реальной жизни, а в сценарии приключенческого кинофильма. По данным полиции, они сумели убедить г-на Дэвидсона в том, что вредоносное программное обеспечение на его ноутбуке - это лишь один из элементов грандиозного заговора против него, и что его жизни угрожает множество разнообразных врагов - от ФБР до католической организации Opus Dei.


Мошенникам удалось до такой степени запугать музыканта, что он согласился платить им по 160 тыс. долларов в месяц за обеспечение его безопасности 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Все это время, начиная с 2004 года, г-н Дэвидсон исправно платил злоумышленникам за защиту от несуществующих угроз. Пока следователям удалось доказать неправомерное изъятие лишь 6 млн. долларов, однако сыщики убеждены, что в конечном итоге общая сумма противозаконных доходов предприимчивых специалистов может составить 20 миллионов.


Полиция сообщила журналистам, что обвиняемые стремились полностью контролировать свою жертву и, в сущности, использовали против г-на Дэвидсона методы и приемы психологического воздействия. Окружной прокурор Джанет Дифьор также особо отметила тот факт, что мошенники играли на страхах и опасениях музыканта на протяжении более чем шести лет и проявили тем самым редкую бессердечность и циничную расчетливость.


Согласно законодательству, обвиняемым грозит от 8 до 25 лет лишения свободы.


Techworld

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru