
Российские платформы корпоративных коммуникаций активно развиваются, но способны ли они полностью заменить западные аналоги? Вопросы функциональности, безопасности и интеграции остаются ключевыми. Эксперты AM Live обсудили, насколько российские почтовики, мессенджеры и средства ВКС готовы к масштабному внедрению.
- Введение
- Ситуация на рынке корпоративных средств коммуникации
- Как выбрать российскую корпоративную платформу коммуникаций?
- Роль ИИ в корпоративных коммуникациях
- Требования по безопасности корпоративных коммуникаций
- Как правильно спланировать миграцию на российскую платформу корпоративных коммуникаций
- Прогнозы экспертов: развитие рынка корпоративных средств коммуникации
- Выводы
Введение
В условиях глобальной цифровой трансформации и ужесточения санкционного давления российские компании всё чаще сталкиваются с необходимостью замены западных ИТ-решений на отечественные аналоги. Особую значимость этот вопрос приобретает в сфере корпоративных коммуникаций — от эффективности работы этих платформ зависят оперативность принятия решений, безопасность данных и бесперебойность бизнес-процессов.
Но готовы ли российские платформы корпоративных коммуникаций полностью заменить такие популярные западные продукты, как Microsoft Teams, Slack или Zoom? Способны ли они обеспечить аналогичный уровень функциональности, интеграции и пользовательского опыта? И какие вызовы стоят перед отечественными разработчиками в этой гонке за технологический суверенитет?
Рисунок 1. Эксперты в студии AM Live
Участники эфира, справа налево:
- Алексей Лапшин, руководитель отдела коммуникационных платформ, «Т-Банк».
- Филипп Филиппов, менеджер по развитию решений, «УЦСБ».
- Яков Шапиро, руководитель направлений мультимедиа и UC, «Инфосистемы Джет».
- Олег Пашукевич, руководитель бизнес-юнита «Встречи», «МТС Линк».
- Антон Анпилов, руководитель группы развития коммуникационных продуктов VK WorkSpace, VK Tech.
- Григорий Любачев, сооснователь и директор по развитию корпоративного мессенджера «Пачка».
- Игорь Малышев, директор по сервисам eXpress.
Ведущий и модератор эфира — Илья Шабанов, генеральный директор «АМ Медиа».
Ситуация на рынке корпоративных средств коммуникации
Олег Пашукевич рассказал, что рынок продолжает расти. Идёт консолидация — игроки, которые не так уверенно себя чувствовали или хотели найти стратегическое партнёрство, сейчас объединяются в команды, чтобы более эффективно предлагать свои решения рынку и расширять охват.
Игорь Малышев считает, что все игроки и в целом российская разработка последние 2–3 года активно работают, чтобы закрыть технологический разрыв между функциональностью наших и зарубежных решений. Сейчас нет явного лидера, на которого стоило бы равняться. Зрелость заказчиков выросла в части готовности выбирать и тестировать решение.
Игорь Малышев, директор по сервисам eXpress
Антон Анпилов напомнил, что в период отключения зарубежных продуктов заказчики очень быстро выбирали новое решение. Сейчас тенденция сохраняется, многие находятся в поиске подходящего продукта, что свидетельствует о неудовлетворённости поспешно выбранным решением. На рынке большая конкуренция — такого количества систем нет нигде на зарубежных рынках. Для потребителя может быть сложно выбирать, но такой темп развития позволит скоро закрыть функциональный разрыв.
Илья Шабанов подчеркнул, что наиболее проблемная зона — это корпоративная почта. Есть явный лидер, которого сложно «подвинуть». Этот процесс идёт гораздо дольше, чем хотелось бы. Замена Exchange — проекты, требующие времени, усилий и серьёзной подготовки. Поменять ВКС и мессенджер проще. Основной рост сейчас как раз в этих сегментах.
Илья Шабанов, генеральный директор «АМ Медиа»
Яков Шапиро объяснил, что выбор почты связан с используемой операционной системой. Важен переход на другую ОС, за которой пойдёт весь прикладной софт. Зрелость рынка в плане софтверных решений ВКС достаточно высока, много решений, которые имеют требуемую функциональность. Аппаратные же составляющие не на что менять — в России нет такого уровня «железа».
Филипп Филиппов добавил, что в разных сегментах рынка ситуация различается: малый и средний бизнес с востребованными им функциями уже ранее имел широкий выбор инструментов в различных типах коммуникации. В сегменте энтерпрайза зарубежных лидеров было немного, а когда они ушли, оказалось, что на российском рынке нет аналогов, удовлетворяющих требования заказчиков. Отечественные вендоры начали искать способы закрыть эти потребности через технологические и стратегические партнёрства, слияния и поглощения.
Филипп Филиппов, менеджер по развитию решений, «УЦСБ»
Алексей Лапшин рассказал об опыте «Т-Банка». Процесс был достаточно сложный. Имеющиеся на рынке решения не позволяли закрыть потребности крупной, быстро развивающейся компании. Было принято решение делать свой продукт. Сейчас идёт активное развитие: за три года он стал зрелым внутри компании и готов занять место на рынке.
В первом опросе зрители прямого эфира ответили, чем в первую очередь вызван их интерес к российским платформам коммуникаций: необходимостью импортозамещения — 22%, угрозами безопасности в зарубежном ПО — 13%, поиском лучшего варианта и желания убедиться в правильности выбранной платформы — по 9%. Большинство респондентов ответило, что просто расширяют кругозор — 47%.
Рисунок 2. Чем в первую очередь вызван ваш интерес к российским платформам коммуникаций?
Как изменился спрос на корпоративные средства коммуникации?
Григорий Любачев рассказал, что в 2025 году больше половины запросов — на замену не импортных, а отечественных решений, которые были быстро выбраны в 2023–24 годах. Обычно это происходит после окончания годовых контрактов или даже заранее. Некоторые компании проходят уже повторную замену. За 10 лет развития рынка безопасность стала базовым требованием, а на средства коммуникации стали смотреть, как на инструмент повышения эффективности, которые влияют на культуру компании и бизнес-процессы. За последний год появилась тенденция на интеграцию с другими решениями, создание своего рода открытых экосистем.
Григорий Любачев, сооснователь и директор по развитию корпоративного мессенджера «Пачка»
Игорь Малышев добавил, что заказчики стали более внимательными и требовательными. Прежде чем выбрать решение, компании проводят пилотные внедрения. Нередко требуется специфическая интеграция. Запросы становятся более предметными, перед принятием решения тестируется функциональность. В основном ориентируются на знакомые, используемые ранее функции.
Яков Шапиро считает, что требования заказчиков изменились, к мессенджеру добавились всевозможные интеграции, его рассматривают, как замену корпоративного портала и средство повышения эффективности. Одно из обязательных требований — наличие телеграм-бота или коннектора для подключения внешних приложений.
Алексей Лапшин заметил, что появился отдельный сегмент компаний, которые ищут замену Telegram и WhatsApp (продукт компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России). Они хотят иметь более конфиденциальные способы общения, начинают заботиться о коммерческих тайнах, безопасности данных. Их запросы ориентированы на достижение бизнес-результатов и рост продуктивности.
Алексей Лапшин, руководитель отдела коммуникационных платформ, «Т-Банк»
Что мешает быстрому переходу на российские платформы? Антон Анпилов считает, что в основном компании не видят в этом необходимости. Вторая причина в том, что при переходе потребуется переобучение. Также важную роль играют инвестиции — развёртывание нового решения дороже, чем поддержка существующего. Некоторые компании сомневаются в надёжности российских решений.
Второй опрос показал, внедрение каких средств коммуникации российского производства наиболее приоритетно для компаний: система унифицированных коммуникаций (аналог Microsoft Teams) — 35%, почтовые системы (аналог Microsoft Exchange) — 28%, ВКС (аналог Zoom, Skype, Webex и т.д.) — 14%, мессенджер (аналог WhatsApp, Google Meet) — 8%.
Рисунок 3. Внедрение каких российских средств коммуникации наиболее приоритетно для вас?
Как выбрать российскую корпоративную платформу коммуникаций?
Яков Шапиро как представитель интегратора уверен, что сначала необходимо узнать функциональные требования бизнеса (для этого может потребоваться аудит), определиться с политикой безопасности (можно облако или только on-premise?). Далее требуется реальный пользовательский опыт — для этого проводится «пилотирование». Фокусная группа людей проверяет каждую функцию.
Олег Пашукевич расставил приоритеты иначе. На подготовительном этапе важно понять требования и функциональность, но не стоит никому верить на слово — нужно тестировать, так как пользовательский опыт сильно различается, меняются акценты, появляются новые технологии. Нужно смотреть, как развивается вендор, откликается ли он на потребности и предложения заказчика, готов ли менять дорожную карту, внедряет ли инновации. Выбор только по чек-листам может оказаться ошибочным и неэффективным.
Олег Пашукевич, руководитель бизнес-юнита «Встречи», «МТС Линк»
Как понять в процессе пилотной эксплуатации, что продукт зрелый и надёжно работает? Олег Пашукевич рассказал о своей методологии. В первую очередь у клиента выявляются потребности, проводятся демонстрации. Далее подключается менеджер по клиентскому опыту с планом внедрения. Он помогает клиенту собрать команду для тестирования. Далее подключаются специалисты технической поддержки, которые указывают, на что стоит обратить внимание. По итогу каждого из этапов заполняется короткий чек-лист. Клиенту предоставляется полная картина проведённого тестирования, он получает материал для принятия решения.
Блиц: на что обратить внимание заказчикам при выборе платформы коммуникаций
Алексей Лапшин:
«Мы делаем упор в сторону простоты интеграции, чтобы можно быстро объединить разные инструменты, и идём к тому, чтобы мессенджер имел интерфейс единого окна для быстрого входа во все бизнес-процессы».
Филипп Филиппов:
«Важно учитывать надёжность и перспективность вендора. Можно изучить историю развития, кейсы, референсы, состав технической поддержки, дорожные карты и возможность их трансформирования».
Яков Шапиро:
«Важны бизнес-требования, политики информационной безопасности, интеграция с существующей ИТ-инфраструктурой, возможность сохранения инвестиций в уже сделанное оборудование, тестирование, реальный пользовательский опыт, релевантные кейсы, которые позволяют оценить зрелость решений».
Олег Пашукевич:
«Многофункциональность — видео-конференц-связь, мессенджер, совместная работа, коммуникация, телефония, почта, диск, офисное ПО. Интеграции, инновационность, сила ресурсов, поддержка 24×7».
Антон Анпилов:
«Единое приложение с поиском, сквозными сценариями — добавляет удобство, экономит время и эффективно для повышения продуктивности».
Григорий Любачев:
«Нужно смотреть на перечень изменений (changelog) и реальные релизы, а не только на дорожные карты. Во главе угла — максимальное, бескомпромиссное качество».
Игорь Малышев:
«Мы предлагаем решение on-premise, которое заточено под корпоративный сегмент, с возможностью взаимодействовать с пользователями из других компаний через единую сеть, объединить все сервисы, которые есть внутри, имеющее жёсткие требования по информационной безопасности, с реальными кейсами внедрённых работающих решений».
Роль ИИ в корпоративных коммуникациях
Олег Пашукевич объяснил, что ИИ успешно применяется в процессе целеполагания: после видеовстречи получаем обобщение, из которого формируются задачи для сотрудников, с их постановкой и контролем. Для тех, у кого нет возможности читать обобщение, создаётся короткая нарезка ключевых моментов встречи с видео и звуком. Также можно подключить ИИ-помощника (проект «второй пилот»), который будет напоминать о предстоящих встречах и планах, давать рабочие рекомендации. Ещё одно важное применение — при видеосвязи люди из разных стран могут общаться на своём языке с помощью автоматического синхронного перевода.
Антон Анпилов уверен, что основная задача ИИ — дать ответ на интересующий пользователя вопрос, освободив его от необходимости искать информацию вручную, переходя по множеству разных ссылок или чатов. Когда в продукте объединяется много коммуникационных сервисов, процесс поиска становится затруднён. ИИ позволяет быстро найти нужную информацию и указать источник. Это основополагающий кейс.
Антон Анпилов, руководитель группы развития коммуникационных продуктов VK WorkSpace, VK Tech
Григорий Любачев добавил, что важно предусмотреть высокий уровень контроля, понимать особенности модели. Функции на базе ИИ должны быть максимально незаметными.
Требования по безопасности корпоративных коммуникаций
Игорь Малышев считает, что запрос на безопасность большой, при этом возникает целый ряд требований — необходимость интеграции с внутренними инструментами защиты (DLP, SIEM, антивирусы), защищённость данных на конечных устройствах, политики доступа, управление ролями (в т. ч. в зависимости от аппаратного и программного обеспечения, используемого в конкретный момент).
Антон Анпилов заметил, что требования по безопасности, предъявляемые к отечественным решениям, выше тех, что были к зарубежным. Перед российскими вендорами стоит непростая задача — удовлетворяя требования безопасности не сломать пользовательский опыт и путь.
Алексей Лапшин добавил, что если не думать о пользовательском пути, можно создать больше проблем безопасности, так как люди будут использовать альтернативные, менее безопасные способы. Нужно найти и соблюдать баланс.
Филипп Филиппов дополнил, что к стандартным требованиям добавляются специфические, касающиеся коммуникаций — SBC-телефония, шифрование, управление доступом.
Яков Шапиро знает заказчиков, у которых требования по ИБ — скорее организационного характера: недопустимость использования личных мобильных устройств, работа только в своей сети без доступа к интернету, установка систем класса Mobile Device Management на корпоративные устройства.
Как правильно спланировать миграцию на российскую платформу корпоративных коммуникаций
Яков Шапиро объяснил, что это непростой путь. Сначала требуется актуализация всего имеющегося в инфраструктуре, часто нужен полный аудит. Создаётся дорожная карта миграции с учётом сохранения инвестиций, расставляются приоритеты. Далее запускается постепенный процесс перехода. Срок миграции зависит от выбранных решений, от срочности и от размера компании. Для крупных организаций аудит обычно занимает до трёх месяцев. Средняя продолжительность полного перехода — 1,5–2 года.
Яков Шапиро, руководитель направлений мультимедиа и UC, «Инфосистемы Джет»
Алексей Лапшин советует обратить внимание на то, соответствуют ли друг другу паттерны использования предыдущего инструмента и нового — насколько высок порог входа, как делается разграничение прав доступа и пр. Есть риск, что данные перейдут из одной системы в другую, а потом произойдут конфликты, если эти данные станут доступны тем, кому не должны быть видны.
Григорий Любачев рассказал о собственном опыте перехода со Slack, в котором названия чатов подчиняются определённому формату: например, нельзя делать пробелы, используются спецсимволы, и поэтому есть нюансы по части реализации механизмов поиска. Есть свои особенности и у заказчиков: так, некоторые компании хотят сохранить старые переписки, другие начинают с чистого листа и просят оставить архив только для поиска по нему.
Антон Анпилов поделился, что многие заказчики просят реализовать функциональность, аналогичную Teams и Outlook. Однако некоторые их решения неудачны, их хочется переделать. Важно наладить близкий контакт с заказчиком, чтобы донести до него возможности более быстро и удобно закрыть кейс.
В третьем опросе выяснилось, что, по мнению зрителей, является главным препятствием для перехода на российские корпоративные платформы коммуникаций: недостаточная надёжность — 21%, высокая стоимость — 14%, слабая юзабилити — тоже 14%, низкая функциональность — 8%. Не видят никаких препятствий 13%, а большинство не смогли дать однозначный ответ. Картина существенно изменилась по сравнению с предыдущим годом, когда проводился такой же опрос.
Рисунок 4. Что мешает переходу на российские корпоративные платформы коммуникаций?
Прогнозы экспертов: развитие рынка корпоративных средств коммуникации
Игорь Малышев:
«Российские молодые игроки рынка используют новые подходы и технологии. В совокупности по целому ряду аспектов мы впереди западных коллег. Мир меняется, становится сегментированным, появляются новые задачи. Отсутствие лидера порождает возможности и становится вызовом с точки зрения развития».
Григорий Любачев:
«Коммуникации будут становиться рычагом повышения эффективности. Стало просто делать интеграции, открытые протоколы позволяют реализовывать за считанные часы конкретные кейсы сотрудника».
Антон Анпилов:
«В будущем нас ждут более надёжные решения. Есть глобальные тренды — объединение, повышение продуктивности за счёт интеграции, внедрения ботов, ИИ. Мы приближаемся к выравниванию с зарубежными игроками».
Олег Пашукевич:
«Несмотря на развитие технологий остаётся база — качество и безопасность, на этом должен быть основной акцент. Усиливается потребность в проверках на дипфейки. Видно увеличение спроса на продукты “всё в одном”, на экосистемность».
Яков Шапиро:
«Будущее российских платформ коммуникации за облачными и гибридными решениями. Тренд на экосистемность продолжится, лидеры нашего рынка создадут такое решение».
Филипп Филиппов:
«Сохранится тренд на on-premise, особенно в сегменте крупного энтерпрайза. Будущее за вендорами, развивающими экосистемы. Возможно, гиганты, поставляющие облачные услуги, нацелятся на сегмент Large Enterprise и будут трансформировать свои продукты в on-premise, продавать не только подписки, но и лицензии».
Алексей Лапшин:
«Будет нишевание инструментов коммуникации для каких-то уникальных задач. Такие решения займут своё место на рынке со своей аудиторией».
Четвёртый опрос показал, каково мнение зрителей о российской корпоративных платформах коммуникаций после эфира. Считают их интересными, но пока слишком сырыми — 34%, убедились в правильности выбранной системы — 27%, готовы тестировать и внедрять — 13%.
Рисунок 5. Ваше мнение о российских корпоративных платформах коммуникаций после эфира?
Выводы
Российские решения для корпоративных коммуникаций достигли значительного прогресса, но находятся на разных стадиях зрелости. Ключевые продукты закрывают базовые потребности бизнеса по функциональности, но уступают западным аналогам в глубине интеграций и экосистемности. Отечественные платформы имеют преимущество за счёт локального хранения данных и соответствия требованиям регуляторов, однако требуют усиления защиты от современных киберугроз. Успешные кейсы доказывают работоспособность решений, но некоторые компании сталкиваются с проблемами адаптации и обучения.
Перспективы отрасли зависят от трех факторов: государственной поддержки, готовности бизнеса к миграции и способности разработчиков быстро внедрять инновации. В ближайшее время стоит ожидать появления новых конкурентоспособных российских платформ, в том числе вследствие слияний и поглощений, но уже сегодня компании могут начинать поэтапный переход, внедряя отечественные решения там, где это целесообразно. Окончательный переход на российский софт — вопрос не только технологический, но и управленческий, требующий пересмотра ИТ-стратегий и инвестиций в цифровую трансформацию.
Телепроект AM Live еженедельно приглашает экспертов отрасли в студию, чтобы обсудить актуальные темы российского рынка ИБ и ИТ. Будьте в курсе трендов и важных событий. Для этого подпишитесь на наш YouTube-канал. До новых встреч!