Киберустойчивость в приоритете: CISO в России меняют архитектуру ИБ

Киберустойчивость в приоритете: CISO в России меняют архитектуру ИБ

Киберустойчивость в приоритете: CISO в России меняют архитектуру ИБ

Специалисты «Инфосистем Джет» проанализировали ключевые изменения в работе руководителей по информационной безопасности (CISO) и выяснили, что компании всё чаще переосмысливают традиционные ИБ-подходы, смещая акцент в сторону киберустойчивости — способности не только противостоять атакам, но и быстро адаптироваться и восстанавливаться после инцидентов.

Исследование охватило более 70 организаций. Оно показало, что стратегическое пятилетнее планирование теряет популярность: если в 2023 году его придерживались 32% компаний, то в 2024 — лишь 15%.

Большинство перешло на краткосрочные горизонты: стратегии сроком до трёх лет используют 57% опрошенных, до двух лет — 25%. Ещё 4% ограничиваются планированием в пределах одного года. Такой подход объясняется необходимостью быстро адаптироваться к меняющейся обстановке и новым угрозам.

CISO концентрируются на устойчивости бизнес-процессов, быстром обнаружении атак и грамотном распределении ресурсов. Эти задачи требуют пересмотра ИБ-архитектуры и внедрения современных подходов. Особенно вырос интерес к тестированию планов восстановления после инцидентов (Disaster Recovery и Business Continuity) — спрос на такие услуги увеличился более чем на 30%. Чаще всего компании проверяют сценарий успешной атаки с применением вируса-шифровальщика.

Среди наиболее актуальных рисков участники исследования называют ИТ-сбои (58%) и кибератаки (17%). При этом для оценки угроз компании в основном используют качественные шкалы и смешанные методики. Лишь 8% организаций выражают риски в денежном эквиваленте — это характерно для финансового сектора, ретейла и крупных производств.

Практики сервисного подхода к ИБ — когда безопасность выстраивается как услуга, ориентированная на внутреннего заказчика — постепенно находят применение в российских компаниях. На сегодняшний день 11% организаций начали внедрять отдельные элементы этого подхода, ещё 14% уже предоставляют ИБ как внутреннюю услугу, оформив профильное подразделение в формате сервисного провайдера.

В 2024 году доля компаний, не имеющих в штате специалистов по ИБ, снизилась с 13% до 6%. При этом потребность в кадрах остаётся высокой: по сравнению с прошлым годом число вакансий в этой сфере выросло на 30%. В 61% компаний в течение года была открыта хотя бы одна позиция по ИБ. На фоне нехватки специалистов, 52% CISO готовы рассматривать студентов как потенциальных кандидатов.

«Киберустойчивость расширяет подход к безопасности, кратно повышая эффективность реагирования на современные атаки: шифровальщики, атаки на цепочки поставок, APT-атаки и другие. Недостаточно просто предотвращать атаки — важно уметь быстро восстанавливать работу после них», — говорит Александр Морковчин, руководитель группы аналитики и исследований департамента консалтинга, «Инфосистемы Джет».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru