Innostage CyberART зафиксировал за начало 2025 года 297 утечек данных

Innostage CyberART зафиксировал за начало 2025 года 297 утечек данных

Innostage CyberART зафиксировал за начало 2025 года 297 утечек данных

Центр противодействия киберугрозам Innostage SOC CyberART в первом квартале 2025 года выявил 297 инцидентов, связанных с распространением персональных данных. В открытом доступе оказалось 10,4 миллиона адресов электронной почты.

Пик утечек пришёлся на январь — только за первый месяц года было зафиксировано 200 инцидентов.

По мнению аналитиков, это связано с активностью злоумышленников после новогодних каникул, а также с реализацией угроз, подготовленных ранее. В частности, одна из крупных утечек затронула 404 компании.

Наибольший объём скомпрометированных данных зафиксирован в государственном секторе — 3,7 миллиона адресов, из которых 2,8 миллиона приходятся на одну организацию. Второе место занимает розничная торговля — 1,7 миллиона адресов. Из общего числа инцидентов 265 связаны с компаниями малого и среднего бизнеса.

«Для многих организаций защита персональных данных до сих пор остаётся разрозненной задачей, а не элементом целостной стратегии. В госсекторе масштабы утечек обусловлены объёмами обрабатываемых баз. У малого бизнеса — нехваткой ресурсов и отсутствием зрелых процессов информационной безопасности. При этом компании часто недооценивают риски при взаимодействии с внешними подрядчиками, — комментирует Александр Чернов, руководитель направления киберразведки Innostage SOC CyberART. — Однако именно работа над этими уязвимостями позволяет выстроить устойчивую систему защиты и значительно снизить вероятность повторения подобных инцидентов».

Заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер на пресс-конференции «Утечки данных как социально-экономическая проблема» отметил, что одной из ключевых причин атак остаются большие объёмы персональных данных и хроническое несоблюдение требований закона об их уничтожении после выполнения целей обработки.

Более чем в 90% инцидентов злоумышленники получали доступ к базовым персональным данным: адресам электронной почты, номерам телефонов, ФИО и адресной информации. Однако были зафиксированы случаи компрометации более чувствительных данных — паспортных данных, ИНН, СНИЛС, платёжной информации и хешей паролей. При этом паспортные данные, ИНН и СНИЛС преимущественно утекали из государственных учреждений, тогда как данные банковских карт и пароли — из розничной торговли.

Основными векторами атак стали фишинг и методы социальной инженерии, с помощью которых злоумышленники получали доступ к учётным записям сотрудников. На втором месте — эксплуатация уязвимостей, на третьем — атаки на цепочки поставок.

По прогнозам Innostage, в 2025 году ситуация в лучшем случае стабилизируется. Тем не менее существует высокий риск роста числа инцидентов из-за активного использования искусственного интеллекта злоумышленниками, снижения порога входа и слабой защищённости, особенно среди компаний малого и среднего бизнеса. Вместе с тем развитие предиктивной аналитики и ужесточение регулирования в сфере защиты персональных данных способны ограничить этот рост.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Около 40% ИТ-преступлений В России совершаются по телефону

По оценке МВД РФ, в настоящее время примерно 40% ИТ-преступлений в стране совершаются с использованием телефонной связи. В 80% случаев целью является кража денег, которые мошенники зачастую предлагают перевести на «безопасный» счет.

Эту цифру озвучил в ходе круглого стола «Известий» на тему защиты от кибермошенничества замначальника отдела по противодействию ИТ-преступлениям УБК МВД Денис Костин.

Как оказалось, в мошеннических кол-центрах существуют даже свои надзиратели, которые могут оштрафовать рядового сотрудника за малейшую провинность.

«Это всё делается в профессиональных кол-центрах с распределением ролей, — рассказывает Костин. — Если раньше, когда мошенник звонил, можно было посмеяться и задать ему вопрос: “Чей Крым?”, и он там отвечал матом и бросал трубку, то сейчас им это делать запрещено».

Операторам, в основном молодым людям, также запрещено сознаваться в попытке обмана, пока собеседник на связи. За их работой следят «менеджеры»; если подопечный сделал что-то не по протоколу, ему грозит штраф.

Большинство мошеннических звонков поступает с Украины, где развернуто более 200 кол-центров. Самые отчаянные злоумышленники, пренебрегая риском, базируются на территории России.

Возрастной состав жертв обмана, со слов Костина, тоже изменился. Если ранее в сети мошенников попадали в основном пенсионеры, то теперь в группу риска входит также молодежь.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru