Сбой питания в зоне Yandex Cloud: компания сделала выводы и назвала причины

Сбой питания в зоне Yandex Cloud: компания сделала выводы и назвала причины

Сбой питания в зоне Yandex Cloud: компания сделала выводы и назвала причины

30 марта 2025 года произошёл серьёзный сбой в одном из ключевых дата‑центров Яндекса — сервисы, размещённые в зоне, оказались временно недоступны. Причиной стал двойной отказ линий электропитания после аварии на опорной подстанции, вызвавшей каскадные отказы оборудования.

Ключевые факты:

  • Авария началась в 12:18 по московскому времени. В течение нескольких минут было зафиксировано критическое занижение напряжения.
  • Обе линии 110 кВ, питающие дата‑центр, отключились одновременно — ситуация крайне маловероятная, но всё же произошла.
  • Дизельные генераторы и ДРИБП поддержали критическую инфраструктуру (наблюдение, сеть, управление), но не могли принять полную нагрузку.
  • Полное восстановление сервисов заняло около 10 часов: к полуночи работа дата‑центра была полностью нормализована.

План по предотвращению повторений:

  • В Яндексе заявили о пересмотре рисков энергоснабжения и об усилении архитектуры резервирования.
  • Упор будет сделан не только на технические решения (включая ДГУ), но и на операционные учения и мультизональную устойчивость.
  • Для клиентов Yandex Cloud будет расширяться библиотека архитектур отказоустойчивости, включая инструменты вроде Zonal Shift, уже доказавшего свою эффективность в кризисной ситуации.

Яндекс подчёркивает: мультизональная архитектура — критически важна для надёжности. Опыт 30 марта — это повод для всех инженеров пересмотреть модели резервирования и подготовки к редким, но возможным аварийным сценариям.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

macOS-юзеров через ClickFix атакует Odyssey Stealer — переодетый Poseidon

Эксперты CYFIRMA обнаружили множество сайтов, использующих тактику Clickfix для раздачи вредоносных AppleScript. Как оказалось, целевой троян Odyssey — это обновленный, сменивший имя инфостилер Poseidon.

Вредоносные фейки используют тайпсквоттинг и имитируют легитимные финансовые сервисы, магазин приложений Apple для macOS и сайты новостей на рынке криптовалют.

При заходе на такую площадку пользователю отображается фейковый тест CAPTCHA в стиле Cloudflare с предложением скопировать и вставить в Терминал закодированную по Base64 команду.

В результате атаки ClickFix на машину жертвы с внешнего сервера загружается AppleScript для кражи данных. Обфускация не применяется, и это сильно облегчает анализ.

При заходе на поддельный сайт с Windows-устройства инструкции по копипасту соответствующим образом изменяются — визитера просят запустить Powershell, однако на момент анализа кнопка «»Скопировать» не работала.

 

Вредоносный скрипт создает на macOS-компьютере папку временных файлов для хранения краденого. Туда копируются конфигурационные данные из менеджеров паролей, сохраненные в Chrome, Firefox и Safari учетки; приватные ключи, сид-фразы для криптокошельков, токены аутентификации из 100+ расширений браузеров; файлы из папок «Рабочий стол» и «Документы», а также пароли, полученные с помощью фейковых системных подсказок.

Украденные данные впоследствии выводятся на серверы авторов атаки в виде ZIP-файла. По состоянию на 30 июня стилера Odyssey детектируют 22 из 62 антивирусов коллекции VirusTotal.

Анализ показал, что новобранец является результатом развития и ребрендинга Poseidon Stealer, а также форком AMOS Stealer. Его центры управления по большей части размещены в России. Жертвы — в основном жители США и ЕС; страны СНГ, по всей видимости, являются табу.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru