В России выявили массовое заражение Android-устройств CraxsRAT и NFCGate

В России выявили массовое заражение Android-устройств CraxsRAT и NFCGate

В России выявили массовое заражение Android-устройств CraxsRAT и NFCGate

В России зафиксировали новую схему атак на клиентов банков. Всё происходит почти незаметно: человек устанавливает безобидное на вид приложение, а в результате — теряет контроль над телефоном, а иногда и деньгами. Всё дело в связке двух вредоносных программ — CraxsRAT и NFCGate.

По данным специалистов по кибербезопасности из компании F6, в марте 2025 года в России уже больше 180 тысяч смартфонов оказались заражены этими двумя программами.

И это не просто случайности — за схемой стоит продуманный подход: одна программа помогает установить другую, и вместе они превращают смартфон в удобный инструмент для кражи денег.

CraxsRAT — это троян, который проникает на телефон под видом обычного приложения: фотоархива, документа, обновления мессенджера и так далее. После установки он открывает доступ к устройству злоумышленникам — они могут управлять телефоном удалённо, будто держат его в руках. Этот троян начали активно отслеживать осенью 2024 года. К февралю 2025-го число заражённых устройств выросло в 2,5 раза по сравнению с декабрём — до 22 тысяч.

NFCGate — изначально легальное приложение, которое в 2015 году сделали студенты для экспериментов с NFC. Но в руках преступников оно стало опасным инструментом. Пользователя просят приложить банковскую карту к телефону и ввести ПИН-код — якобы «для проверки» или «активации». А дальше эти данные уходят прямиком к злоумышленникам, которые уже знают, как ими воспользоваться.

Раньше, чтобы обмануть жертву, мошенники звонили, что-то рассказывали, уговаривали — теперь этого не нужно. CraxsRAT сам загружает и устанавливает NFCGate. Всё происходит в фоне. А дальше у преступников — полный доступ к смартфону: они могут перехватывать СМС, входящие уведомления из банков, управлять приложениями, снимать деньги.

По подсчётам, только за январь–февраль 2025 года ущерб от атак с использованием NFCGate составил почти 200 миллионов рублей. Причём число атак продолжает расти — в феврале их стало на 80% больше, чем в январе. Хотя из всех заражённых устройств активно использовались для атак чуть больше 1200.

Всё начинается с рассылки вредоносных файлов через мессенджеры — чаще всего через WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) и Telegram. Пользователю присылают APK-файл, замаскированный под:

  • «Фотографии.apk» или «Мои голые видео.apk»;
  • фейковое приложение «Госуслуги» или «Минздрав»;
  • антивирус или приложение оператора связи;
  • альтернативную версию Telegram, например, Telegram Video Player.

Всего специалисты нашли больше 140 различных версий CraxsRAT и свыше 100 — на базе NFCGate.

Модифицированные NFCGate тоже мимикрируют под разные приложения — от «GosSecure» до программ для бесконтактной оплаты или даже диагностики автомобилей. Задача одна — выглядеть безопасно, чтобы пользователь сам установил приложение и дал нужные разрешения.

Связка CraxsRAT и NFCGate — это уже не просто очередной троян. Это целая экосистема для кражи денег и контроля над смартфоном. Всё работает в фоновом режиме, без звонков и убеждений. Пользователь может даже не понять, что устройство взломано, пока не окажется, что с карты пропали деньги.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru