Минцифры готовит закон о принудительном лицензировании зарубежного ПО

Минцифры готовит закон о принудительном лицензировании зарубежного ПО

Минцифры готовит закон о принудительном лицензировании зарубежного ПО

В правительстве ищут способы продлить жизнь зарубежному софту. Механизм предполагает оплату за использование ПО на спецсчета до востребования правообладателя. Параллельно будет идти декриминализация нелицензионного использования софта. Мнения в отрасли разделились на “за” и “против”.

О декабрьском письме директора департамента развития ИТ-отрасли Минцифры Дмитрия Никитина в “Общественную потребительскую инициативу” сообщает “Ъ”.

В условиях ухода из России иностранных разработчиков ПО вопрос его использования “приобретает особую актуальность и 

требует регулирования”, пишет чиновник.

В связи с этим правительство “прорабатывает вопрос определения специальных условий использования иностранного ПО, в отношении которого невозможно исполнение добросовестными российскими пользователями действующих договорных обязательств”.

Минцифры вместе с участниками рынка обсуждает законопроект, который, с одной стороны, “декриминализует” нелегальное использование софта зарубежных компаний, прекративших поддержку и обновление ПО в России, а с другой — запустит механизм его принудительного лицензирования.

Российские клиенты будут перечислять оплату на спецсчет, правообладателям средства “будут переведены по первому требованию”.

“Декриминализация” нелегального использования софта значительно замедлит темпы импортозамещения ПО и нанесет урон всему российскому ИТ-рынку, считает гендиректор компании “МойОфис” Павел Калякин.

“Кроме того, иностранные производители программных продуктов могут использовать любые возможные способы для удаленного контроля за действиями российских пользователей”, — опасается он.

Напомним, в начале декабря “МойОфис” запросил госгранты на доработку своего софта на сумму в 1,38 млрд руб.

Реализация инициативы будет, “по сути, просто ожиданием возвращения правообладателей в страну”, считает глава Datana Владимир Захаров.

В то же время гендиректор iPavlov Лоран Акобян не видит противоречий механизма принудительного лицензирования с импортозамещением ПО:

“Их сочетание позволяет в нестабильные времена обеспечивать беспрерывное использование ПО, необходимого критическим ИТ-системам”.

Глава совета директоров “Базальт СПО” Алексей Смирнов считает, что мера необходима, но ее следует доработать.

“Логично установить двойную оплату софта, при котором 50% средств идет на спецсчет, а еще 50% — на поддержку российских разработчиков”, — предлагает Смирнов.

Добавим, накануне стало известно, что компания Microsoft снова открыла доступ к установке Windows пользователям из России, а отечественный вендор ICL вышел с инициативой запретить ввоз в страну зарубежных компьютеров даже по параллельному импорту.

Операции со смартфонов, купленных с рук, могут блокировать

Банки вправе блокировать финансовые операции, если они совершаются с устройств, которые ранее использовались при мошеннических действиях. При этом такие смартфоны и другие гаджеты вполне могут позже попасть на вторичный рынок. Проблема усугубляется тем, что информация о «скомпрометированных» устройствах не является публичной — Банк России хранит её в закрытой базе с ограниченным доступом.

О существующем риске предупредил в комментарии для РИА Новости адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнёры» Дмитрий Пашин.

«Банк имеет право заблокировать операцию с денежными средствами, если у него возникли подозрения, что она совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма. Подозрение у банков может вызвать любая операция, при которой перевод осуществляется с устройства, ранее использовавшегося в мошеннических целях», — пояснил юрист.

Чтобы снизить такие риски, Дмитрий Пашин рекомендует приобретать смартфоны и другие мобильные устройства только у официальных продавцов либо у тех, в отношении кого нет сомнений, что гаджет не использовался для сомнительных финансовых операций.

Дополнительную угрозу представляет и заражение мобильных устройств. Так, по данным компании F6, около 1,5% смартфонов в России содержат вредоносные приложения. Почти 90% таких случаев приходятся на два зловреда — Mamont и NFCGate различных версий. Оба используются для кражи денежных средств со счетов пользователей.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru