Прогноз ЦСР: просадка рынка ИБ до 2023, затем неминуемый взлет

Прогноз ЦСР: просадка рынка ИБ до 2023, затем неминуемый взлет

Прогноз ЦСР: просадка рынка ИБ до 2023, затем неминуемый взлет

В ближайшие пять лет отечественный рынок кибербезопасности вырастет в 2,5 раза. Цифры и прогнозы привели сегодня в Центре Стратегических Разработок (ЦСР). “Штормить” будет до 2023 года.

Общий объем рынка кибербеза в прошлом году составил 186 млрд рублей. Доля услуг — 27%, поставки средств защиты информации, в том числе программных — 73%.

Anti-Malware.ru ознакомился с августовским исследованием ЦСР “Прогноз развития рынка кибербезопасности в Российской Федерации на 2022–2026 годы”. Еще с прошлого года на отечественном рынке доминируют российские вендоры: 61% рынка против 39%.

 

Рыночные ожидания 2022 года формируются на фоне массового ухода зарубежных компаний.

Но “сложившаяся ситуация для российских вендоров выгодна, так как спрос на решения, обеспечивающие кибербезопасность, уверенно растет”, — говорится в прогнозе.

При этом в 2022 году рынок всё же ждет “просадка”:

 

На графике можно видеть снижение объема рынка в 2022–2023 годах, однако “кривая” не затронет отечественных вендоров, считают исследователи.

В целом рынок кибербезопасности России преодолеет тренд на снижение, связанное с сокращением доли зарубежных вендоров, и выйдет на прогнозируемые объемы в 2023 году, после чего продолжит стремительный рост.

Начиная с 2023 года практически весь бюджет заказчиков на средства защиты информации в секторах B2G и B2B будет потрачен на продукцию российских вендоров. Ожидается четырехкратный рост этой части рынка: 113 млрд руб. в 2021 году и 446 млрд руб. в 2026 году.

Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) для российских вендоров за 5 лет предположительно составит 32%:

  • 2022 год—25%
  • 2023 год—56%
  • 2024 год—35%
  • 2025 год—25%
  • 2026 год—20%

Объем рынка услуг в 2026 году оценивают в 107,3 млрд руб. против 49,5 млрд руб. в 2021 году. Из них на долю российских вендоров придется 102 млрд руб. — 95% всего рынка.

Правда, пока заказчики больше зависят от запланированного бюджета на ИБ, чем от реальных потребностей, говорят эксперты, опрошенные Anti-Malware.ru.

“Хотя иногда и возникают обстоятельства, которые заставляют заказчиков перебрасывать средства между бюджетами для быстрого закрытия сильно востребованной функции, но крупные компании все равно стараются придерживаться выделенных расходных статей бюджета”, — делится опытом один из участников рынка.

Глобальную перестройку рынка можно ожидать к 2025 году. К этому будет подталкивать указ Президента России №166 “О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации”, запрещающий с января 2025 года использовать ПО иностранного производства на значимых объектах КИИ. Развитие будет опираться на внутренний спрос.

Каждая десятая компания в России отказывается от создания SOC

Каждая десятая организация в России отказывается от создания центров мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности (Security Operation Center, SOC). Наибольшая доля таких компаний приходится на госсектор — 36%. Основная причина отказа — высокая стоимость развертывания и последующей эксплуатации SOC.

Такую статистику привёл «Ведомостям» и. о. директора и архитектор по информационной безопасности UserGate Дмитрий Овчинников.

В исследовании UserGate приняли участие 318 компаний из разных отраслей и разного масштаба. При этом малый бизнес с годовой выручкой до 800 млн рублей заметно чаще отказывается от создания или аренды SOC — таких компаний 30%. Среди средних и крупных организаций доля отказов значительно ниже и составляет 17%.

К услугам внешних SOC-провайдеров чаще всего готовы обращаться компании, для которых критично сокращение времени реагирования на инциденты. К этой группе относится и часть государственных организаций, рассматривающих внедрение SOC. В то же время 28% опрошенных заявили, что не готовы доверять функции мониторинга и реагирования сторонним подрядчикам.

40% респондентов не планируют внедрять SOC, поскольку не видят в этом необходимости — например, не считают риски информационной безопасности значимыми. Ещё треть компаний уверены, что уже реализованные меры защиты являются достаточными. 17% отказываются от SOC из-за высокой стоимости таких проектов, а 14% — по причине их сложности или нехватки профильных компетенций.

Как отметила бизнес-партнёр по кибербезопасности Cloud.ru Юлия Липатникова, строительство SOC остаётся прерогативой крупного бизнеса. Реализация такого проекта может занимать до полутора лет и требует серьёзных инвестиций. Компаниям приходится самостоятельно закупать целый комплекс решений для мониторинга инцидентов, а также формировать штат высококвалифицированных и дорогостоящих инженеров и аналитиков.

Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров подчеркнул, что долю в 10% организаций, отказывающихся от SOC, нельзя недооценивать. По его словам, это тревожный сигнал, особенно с учётом того, что каждая пятая успешная атака на российские компании относится к категории массовых.

По мнению Игоря Бедерова, основные аргументы против внедрения SOC обычно сводятся к двум тезисам: «у нас мало инцидентов» и «это слишком дорого». Однако небольшое количество выявленных инцидентов чаще всего говорит не об их отсутствии, а о невозможности их обнаружения. Тем более что даже при массовых атаках злоумышленники всё чаще маскируют свою активность под легитимные события.

Стоимость создания собственного SOC Игорь Бедеров оценивает в 30–50 млн рублей в год. При этом на рынке уже существуют более гибкие подходы — от полностью аутсорсинговых моделей до различных гибридных вариантов, позволяющих заметно снизить капитальные затраты.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru